Четыре года назад команда 99recycle изготавливала небольшие изделия из переработанного пластика, а сегодня проект вырос до Бюро устойчивого развития с крупными заказами от известных компаний. Недавно его сооснователь Александр Семенов рассказывал о принципах разумного потребления на фестивале Telling Stories, который уже на этих выходных соберет новых экспертов и зрителей в Нижнем Новгороде. В перерыве между подготовкой к выступлению Александр поделился с Design Mate своими мыслями об эволюции 99recycle, экоосознанности общества и новых экспериментах с материалами.
Проекту 99recycle в конце этого лета исполнилось четыре года. Мы начинали с конструирования простейших установок для переработки пластика — шредера и экструдера. В работе мы опирались на опыт голландских коллег из проекта Precious Plastic. Спустя полгода нам удалось создать первую линию, которая позволяла перерабатывать пластиковые отходы в какие-то изделия, — их мы продавали на городских ярмарках и в соцсетях. Аудитория росла, и вскоре нам начали поступать запросы от бизнеса: одним из первых заказов были номерки для кофеен «буше» в Петербурге.
Сейчас мы занимаемся только крупными проектами на заказ. Таких запросов от бизнеса достаточно много — в конце прошлого года и до 24 февраля наблюдался невиданный ранее всплеск. За последнее время, конечно, их гораздо меньше, чем могло бы быть, но в целом тенденция на устойчивость и экоинициативы продолжается.
Команда 99recycle также использует в качестве сырья вторичную гранулу. Фото: 99recycle
Наш проект сначала существовал на энтузиазме основателей: мы с партнерами работали над 99recycle после учебы или основной деятельности. Примерно два года назад студия начала сильно масштабироваться, и к концу прошлого года в нашей команде было уже несколько десятков человек. Затем проект естественным образом распался на несколько: Бюро устойчивого развития 99recycle, дизайн-студия EBURET studio и швейный цех Sew Dept.
Изначально нашей основной аудиторией были экоответственные люди, родители, а также представители других экопроектов и инициатив. Позже мы поставили цель — создавать экологичный продукт, который захотят купить не потому что он создан из вторичных материалов, а в первую очередь за его функционал и дизайн. При этом основа наших заказчиков — это представители бизнеса: компании и сувенирные агентства. С появлением технологических возможностей по прессованию панелей из переработанного пластика нашими частыми клиентами стали также архитектурные бюро.
У нас с самого начала была любовь к гигантизму. Например, к мощным установкам, сложным инфраструктурных решениям и переработке большого количества отходов. Сейчас 99recycle занимается двумя равноценными направлениями — корпоративными подарками для бизнеса и интерьерными решениями на заказ. Наши самые любимые проекты — это либо решение задач для локальных студий, брендов и инициатив, либо крупные проекты вроде подносов для Василеостровского рынка, сумок для СИБУРа или сложных интерьеров с использованием большого количество сырья. Их реализация очень вдохновляет.
В начале этого года нам казалось, что тренд на экоосознанность докатился до России в полном масштабе именно сейчас. Тогда мы были полностью загружены проектами на несколько месяцев вперед. Четыре года назад, например, все экологические инициативы обсуждались гораздо реже — нам очень повезло, что мы оказались в нужное время в нужном месте со своей идеей перерабатывать пластик.
Функциональность предмета зависит от конкретной задачи и материалов. Нам кажется, мы находимся на стыке между изготовлением изделий, в которых сразу виден переработанный материал и которые в первую очередь удобны и практичны. Некоторым заказчиком нужно, чтобы их продукты сразу говорили про эко — тогда мы чаще используем DIY-методы изготовления. Например, недавно для Дома культуры «ГЭС-2» мы сделали пеналы и картхолдеры из сплавленных пакетов, а для компании «СДЭК» в прошлом году создали дождевики из этого же материала. Конечно, эти изделия могут быть менее надежными по сравнению с аналогами из плотной первичной плащевки, но они точно более функциональны, чем обычные однослойные китайские дождевики.
В то же время мы с самого начала хотели отойти от визуала классического стиля Precious Plastic, характерного для предметов из переработанных материалов. Мы стараемся набирать в команду больше классных промышленных дизайнеров и инженеров, чтобы все время улучшать наши технологические возможности и предлагать крутой дизайн.
Стул Precious Plastic. Фото: Precious Plastic
Главная сложность в работе сейчас — это отсутствие безопасности. Разумеется, все экоинициативы уходят на второй план. Надеюсь, что скоро мы сможем реализовать все задуманное.
Сейчас, конечно, слишком турбулентное время. Раньше у нас в проекте и так был не очень далекий горизонт планирования, а сейчас на это наложились все внешние факторы. В целом мы сейчас сокращаем направления, чтобы фокусироваться на чем-то одном. В течение этого года пришли к двум основным ответвлениям — корпоративные подарки и интерьерные заказы.
Интерьер магазина бренда SHU в Санкт-Петербурге. Фото: 99recycle
Мы также работаем с сырьем заказчика — сейчас, например, обсуждаем изготовление элементов мебели не из крышек, а из полиэтиленовых пакетов. Кроме того, полиэтилен, с которым мы обычно работаем, удобен в сборе сырья, но очень неудобен технологически, в обработке и сборке изделий: он практически не клеится и обладает слишком большой пластичностью. Мы рассматриваем и другие пластики, однако здесь нужно ориентироваться на существующую инфраструктуру по сбору сырья, так как у нас нет собственных ресурсов на это.
Наш основной принцип — двигаться маленькими шагами. Пробовать, проверять свои идеи, постепенно решать задачи. Если прямо сейчас нет знаний, пробовать найти их у друга, в интернете или где-то еще.
Командой Precious Plastic мы идейно вдохновлялись с точки зрения того, какой именно проект можно сделать. В нашей стране тоже есть классные ребята — не могу не упомянуть движение «Раздельный Сбор» и другие инициативы по сбору и сортировке отходов. Они показали, что в России тоже возможно и нужно заниматься экоповесткой.
Фото на обложке: Александр Семенов.
Материал с сайта: https://design-mate.ru