Каждого специалиста, неважно, пришел он на собеседование в офис или общается с заказчиком как фрилансер, оценивают по двум типам навыков. Это hard skills и soft skills.
Hard skills – это технические навыки: знание языков программирования, например, английского языка, умение работать с программами и т.п… У каждой специальности свой набор таких «жестких» навыков. Проще говоря – это умение выполнять заявленную работу.
Soft skills, или «мягкие» навыки – это персональные навыки, которые характеризируют больше опыт, характер человека. От них зависит успешность специалиста, то, как он сможет «сойтись» характерами с клиентом или командой.
Кто-то ошибочно считает, что для фрилансера, который сидит у себя дома и контактирует с людьми только через мессенджеры, эти навыки совершенно не важны. Мол, это офисным сотрудникам нужно думать, как сработаться с коллективом и прослыть няшкой.
На самом деле, особенно если вы нацелены на долгосрочное сотрудничество, мягкие навыки тоже очень важны. Вы же и сами смотрите на то, каково вам общаться с клиентом. Если есть проблемы с коммуникацией, с отношением к вам, вы стараетесь «свернуть лавочку».
Кроме того, многих фрилансеров привлекают (да, на время) работать с командой. И очень важно уметь в эту команду вписаться, чтобы работа над проектом не казалась адом ни вам, ни вашим коллегам.
Различные исследования, статьи и обсуждения в сети выделяют следующие важные софт скиллс для специалистов в ИТ-сфере.
Содержание статьи
Коммуникабельность
Сюда относится умение слушать и задавать вопросы, да и в целом умение выстраивать диалог с другими людьми – как заказчиками, так и коллегами.
Как показывает практика, у многих фрилансеров проблемы с коммуникабельностью. Если еще выслушать клиента мы умеем, то вот задавать вопросы… Мне часто приходится читать в профильных сообществах вопросы от коллег: «клиент сказал вот это, что бы это значило?». А ведь проблема решается просто – нужно просто спросить.
Умение спрашивать по существу, внимательно слушать заказчика часто упрощает выполнение работы в разы. То же самое и при работе в команде: задавая правильные вопросы, вы никогда не будете выглядеть в глазах коллег дилетантом. Наоборот – вы покажете себя как очень заинтересованного в процессе сотрудника.
Учитывая, что общение фрилансеров с клиентами в основном происходит в мессенджерах, умение грамотно излагать свои мысли в письменном виде – один из основных навыков. Ошибки, сообщения по одному слову каждую секунду, откровенное хамство или обилие смайликов – все это испортит впечатление о вас, каким бы крутым специалистом вы не были.
Последовательность
Фрилансер редко когда работает над одним проектом. Часто у нас их минимум два, и каждому нужно уделить внимание. Очень часто отвлекают в самый разгар работы.
Последовательность – это умение возвращаться к начатому, и доводить его до конца. Не бросать на полпути начатое дело. Это очень ценят заказчики.
Умение работать в команде
Это и описанная выше коммуникабельность, и стрессоустойчивость, и умение отстоять свою точку зрения, и в целом – умение договариваться, сходиться с другими людьми. Казалось бы, фрилансер – волк-одиночка, но нет. Даже вы со своим клиентом – уже команда. А еще нас часто привлекают к командной работе с другими специалистами. Есть фрилансеры, которые организовывают свои «артели», работая сообща над выполнением задач. Так что умение работать в команде – это только плюс. Особенно если рано или поздно вы захотите сменить фриланс на офис.
Адаптивность
Умение подстраиваться под новые условия работы. Особенно актуально для тех, кто мечтает работать и путешествовать. Но и «домоседам» нужно уметь быстро вливаться в новый проект, быстро находить общий язык с клиентом и если нужно – перекраиваться привычный график, если от этого зависит успех проекта.
Да, вы можете сказать, что не за этим на фриланс приходили, чтобы работать по «дядиному» графику. Но тогда на некоторых проектах вы работать просто не сможете из-за своих принципов. Клиент сделает выбор в пользу более гибкого коллеги.
Критичность мышления
Вам нужно уметь проверять информацию. Обо всем: начиная от слов клиента и заканчивая информацией по проекту. Анализировать. Не принимать на веру все как истину в последней инстанции. Это помогает найти лучшее решение для любой проблемы, и кроме того, избегать неудобных проектов и заказчиков.
Уверенность в себе
Неуверенный фрилансер становится жертвой недобросовестных заказчиков. Они находят себе раба, на котором можно ездить. Он неуверен в своих силах, он неуверен в результате работы, он не может убедить клиента, что его решение хорошее и правильное. Как итог – профессионализм такого специалиста ставится под сомнение.
Организованность
Работа дома – это постоянный самоконтроль. Если вы недостаточно организованы, вы не сможете выполнять работу вовремя. Это влечет за собой проблемы: проваленные дедлайны бьют по репутации и по кошельку.
Креативность
Фрилансеры – в основном представители творческих профессий. Умение нестандартно мыслить, находить необычные, новые подходы к решению задач всегда высоко ценилось. Да, и некреативный человек сможет работать, просто копая «отсюда и до обеда», работая чисто по ТЗ, но насколько он будет успешен?
Какие soft skills вы можете выделить у себя, а над какими еще нужно поработать? Пишите в комментариях.
С сайта freelance.today