В разное время люди уходили в монастырь по разным причинам: кто ради спасения собственной души, а кто – чтобы спрятаться от недоброжелателей. В наши дни не обязательно прощаться с мирской жизнью, чтобы пожить в монастырских стенах, – по всему миру есть монастыри, готовые принять постояльцев. В этом материале – два примера дизайн-отелей, где монахов уже не встретишь, но атмосфера Средневековья сохранилась.
Архитекторы Agence Jouin Manku взялись за модернизацию нескольких зданий аббатства Фонтевро в 2014 году. Один из самых известных средневековых монастырей Франции – место погребения Генриха II и Ричарда Львиное Сердце – находится на границе между Анжу и Пуату, близ городов Сомюр и Шинон. Процесс реставрации и обновления занял два года. За это время архитекторы бюро Патрик Жуин и Санджит Манку восстановили контрфорсы по бокам главного здания, проложили систему отопления каменного пола и заново распланировали пространство, чтобы разместить спальни будущего отеля. За основу интерьера взяли образ оригинального каменного здания и дополнили его импровизированной палитрой с элементами дерева, металла и текстиля. Главной задачей было сохранить исторический образ монастыря, преобразив, но не разрушив его.
Fontevraud Hotel
Архитекторы, в портфолио которых, в том числе проект мюнхенского отеля Bayerischer Hof, должны были интегрировать технологии и эстетику XXI века в канву средневековых стен. «Мы хотели, чтобы Fontevraud был не просто классическим отелем, а путешествием от традиций к современности, чувственным и поэтическим», – сказали архитекторы.
Всю мебель разрабатывали специально под проект, причем архитекторы задействовали не только бывшие монашеские кельи, но и часовню, и трапезные. Часть мебели встроенная – чтобы не перегружать пространство. Номера разместились в разных крыльях монастыря. Нейтральная палитра создает атмосферу, располагающую к покою, и отсылает к историческому прошлому монастыря. Очень важно было сделать хорошую звукоизоляцию, и в отеле появились перегородки толщиной 22 см, деревянная облицовка и тканевые стеновые панели. Мягкие льняные изголовья не только служат той же цели, но и отсылают к образу традиционных облачений монахов.
Под готическими арками часовни архитекторы разместили открытый бар с монолитными сиденьями и темными тканевыми экранами вдоль стен. Они обозначают область бара и красиво контрастируют с бледными кирпичными стенами и мебелью из светлого дерева. Область в центре аббатства занимает ресторан на 88 мест – отсюда через застекленные стены можно любоваться садом с травами. В бывшей трапезной разместился банкетный зал с восьмиметровым обеденным столом в центре. Складные стулья вдоль стола убираются в специальные ниши, когда не используются. Вдоль стола протянула «лента» свечей – они создают атмосферу традиционной монашеской трапезы.
Fontevraud Hotel
В августе этого года Джон Поусон закончил проект отеля в историческом монастыре Святого Иосифа в Яффо в Тель-Авиве. Jaffa Hotel расположился к югу от современного центра города. Поусон работал над проектом в тандеме с местным архитектором и краснодеревщиком Рами Джилом – им удалось преобразить пространство, объединив в нем множество архитектурных стилей: в отеле можно распознать арабские, нео-римские и современные мотивы.
В Jaffa Hotel – 120 традиционных номеров и люксов, а еще открытый бассейн, и все пространства объединены друг с другом арочными колоннадами и садами. В современной шестиэтажной пристройке разместили 32 апартамента с отдельными входами. Весь центральный двор заполнен деревьями и травами, которые пробиваются между каменными структурами – ландшафт доверили нью-йоркской студии Rees Roberts and Partners. Как и в случае с Fontevraud, Поусон сохранил бережно исторический контекст здания, – в ходе работы восстановили штукатурку, витражи и фрески XII века, – дополнив его современной мебелью, в том числе авторства японца Сиро Кураматы и француза Пьера Паулина. В числе декоративных элементов – работы британского художника Дэмиена Херста и снимки израильского фотографа Таля Шохата.
Jaffa Hotel
Центр притяжения в отеле – бар и лаундж «The Chapel» в бывшей молельной. Сводчатые потолки и декоративная штукатурка в сочетании с синими и горчичного цвета диванами и креслами создают несколько таинственную и даже драматическую атмосферу. Лобби хоть и расположено в новом здании, включает в себя остатки каменной стены XIII века – ее обнаружили во время раскопок, и теперь она стала акцентным элементом пространства.
Один из залов называется «Sheshbesh» – это отсылка к настольной игре наподобие нардов, в которую любили играть торговцы Яффы. Кроме того, дизайнер использует арабскую резьбу, которая называется машрабия, – ею декорированы оконные жалюзи. Два ресторана – итальянской и еврейской кухонь – расположены в бывших подвальных помещениях, под оригинальными сводчатыми потолками. Jaffa Hotel – проект риэлторской компанией RFR Holding, разработанный в партнерстве с Marriott Hotels Development Luxury Collection.
На обложке – Jaffa Hotel.