Предметный дизайнер Саша Браулов наиболее известен по бренду 52 Factory, который он основал вместе с женой Настей Коптевой. Участник российских и международных выставок и обладатель престижных наград, Саша развивается еще в одном неожиданном жанре — вышивке. Увидеть проекты дизайнера вживую сейчас можно в петербургской галерее DiDi, а мы расспросили его о поиске сюжетов для работ, архитектуре авангарда, любимых зданиях и творческих планах.
Саша, помните ли вы свою первую вышивку? Расскажите, как вы пришли к этому жанру и почему выбрали именно его?
Одна из моих первых вышивок — это стойкий оловянный солдатик и кошка, которых я сделал в старшей группе детского сада в возрасте примерно пяти лет. У меня был обычный сад, и как-то наряду с другими творческими заданиями – лепкой из пластилина, рисованием красками и карандашами и т.д. – нам показали, как орудовать иголкой и ниткой.
Осознанно я пришел к этой жанру постепенно, пробуя то одно, то другое. Лет 6-7 назад просто понял, что сейчас это для меня один из наиболее подходящих форматов самовыражения. Плюс, в этой области есть довольно большое пространство для создания чего-то нового.
Работы Саши Браулова из серии «Вышивай архитектуру авангарда»
Все-таки вышивка — это более личный жанр, в контексте которого не всегда представляются масштабные работы. Чем отличается создание вышивок «для себя» от разработки более крупных произведений?
По качеству исполнения различий никаких нет — в обоих случаях в итоге хочется получить классную работу. Отличие, скорее, в размере: работа «для себя» или в подарок, например, вряд ли будет большой. В то же время мне кажется, что довольно странно у себя дома вешать свою крупную работу. Это из той же серии, как брать интервью у самого себя или быть играющим тренером, который выпускает себя на замену. Крупный формат я делаю либо под конкретный заказ, либо для выставки. Например, недавно создавал работу для одной квартиры в Доме Наркомфина длиной под два метра. Или четыре полотна размером 1,5 x 2 метра, посвященных исчезающей архитектуре Петербурга, которые я сделал специально к международному фестивалю «Арт Проспект». Это, конечно, такие варианты работ «не для себя». Моя позиция заключается в том, что вышивка должна «работать», а не пылиться в какой-нибудь коробке или на полке.
Работы Саши Браулова из серии «Вышивай архитектуру авангарда»
Сейчас в вашей коллекции архитектурной вышивки есть уже несколько сотен работ. Чем именно вас привлекает архитектура конструктивизма?
Архитектура авангарда — это уникальное явление не только в нашей культуре, но и в общемировой. Она до сих пор оказывает значительное влияние на развитие современной архитектуры и, конечно, любимого мной предметного дизайна.
Зодчие создавали удивительные проекты в очень непростое, мягко говоря, время. Это меня всегда поражает.
Эти мотивы у вас прослеживаются не только в вышивках, но и в изделиях бренда 52 Factory — канцелярском наборе, игрушках. Авангард всегда присутствовал в вашей практике?
Мотивы авангарда не всегда, но очень-очень часто встречаются. К примеру, у нас есть вазы «Собор», сделанные из прозрачного акрила, которые посвящены архитектуре Русского Севера. Но наши самые-самые первые попытки в предметном дизайне никак не были вдохновлены авангардом.
Что касается вышивки, то у меня есть несколько серий, которые к авангарду не имеют никакого отношения — к примеру, «Документальная вышивка» или стрит-арт серия.
Работы Саши Браулова из серии «Документальная вышивка»
Вы как-то отмечали, что сегодняшнее запустение советских построек вас особенно печалит. Как вы думаете, такой, в хорошем смысле этого слова «наивный» жанр, как вышивка, действительно помогает обратить внимание на проблемы реставрации и сохранения зданий?
Думаю, что освещение таким способом существующей проблемы расширяет круг информированных лиц, которые как-то могут повлиять на ситуацию. Но надо понимать — чтобы отношение к архитектуре 1920-1930-х годов изменилось, здесь должен происходить комплекс работ в разных областях.
Вышивка Саши Браулова
Многие люди считают архитектуру авангарда убогой и некрасивой, основываясь только на визуальной составляющей.
Современная стекляшка зачастую выглядит намного привлекательнее разрушающегося здания авангарда, и это понятно и очевидно. Но чем больше людей будут интересоваться историей и культурой (а архитектура авангарда — это и то, и другое), тем больше шансов спасти здания того периода. Вышивка цепляет и вызывает интерес.
Как вы выбираете объекты для новых вышивок?
У меня уже составлен довольно большой список сооружений, которые я планирую вышивать в дальнейшем. Он формируется в процессе изучения литературы, посвященной архитектуре 1920-1930-х годов. Обычно я стараюсь вышивать здания, которые имеют необычную историю или которые могут в ближайшее время снести. Например, не так давно вышил два здания эпохи Ленинграда — Дом политкаторжан и бывшее здание ОГПУ-КГБ-МВД (или «Большой дом»). Это яркие примеры архитектурного авангарда моего родного Петербурга.
Поделитесь, пожалуйста, своими любимыми зданиями авангарда, которые стоит увидеть.
Их слишком много. Пожалуй, назову пять объектов из разных городов, которые сохранились до наших дней.
- Бани «Гигант» в Петербурге. Сейчас они находятся в плачевном состоянии, а в свое время пропускали порядка 4000 человек в сутки и были самыми большими в городе. Это яркий пример так называемого супрематического конструктивизма, созданного архитектором Александром Никольским и его учениками. Здание бань было построено под влиянием работ Казимира Малевича.
- Дом-башня имени Парижской коммуны в Смоленске. Эта первая высотка в городе пережила даже Великую Отечественную войну, но в наши дни разрушается. Архитектор этого здания – Олег Вутке – в 1930-е годы был обвинен в шпионаже и расстрелян. К большому сожалению, местное сообщество неравнодушных жителей пока не может изменить позицию администрации города относительно реконструкции.
- Наземный павильон станции метро «Красные ворота» в Москве. В столице есть много прекрасных памятников архитектуры авангарда, но это один из моих любимых. Один из немногих реализованных проектов Николая Ладовского — яркого представителя рационалистов.
- Дом жилищного кооператива «Советский врач» в Киеве. В доме находились клуб, библиотека, прачечная, крытая галерея для прогулок и даже солярий на плоской кровле. Архитектор Павел Алешин сам жил в нем и проектировал интерьеры.
- Лестница архитектора Леонидова в Кисловодске. Единственный реализованный проект удивительного Ивана Леонидова, более известного своими фантастическими концепциями.
Помимо архитектуры, что еще вдохновляет вас на создание сюжетов для вышивок?
В первую очередь вдохновляет семья, близкие люди, друзья. Большой заряд дает музыка. Очень люблю открывать для себя что-то новое из старых исполнителей — к примеру, сейчас заслушиваюсь польскими музыкантами Чеславом Неменом и Мареком Грехутой. Обожаю советский джаз и современный отечественный. Очень нравится то, что делает группа СБПЧ. Сюда же добавлю общение с новыми люди, природу, путешествия — довольно стандартный набор.
Работа Саши Браулова из серии «Вышивай архитектуру авангарда»
Сколько времени вам сейчас удается посвящать творчеству? Помимо вышивки и работы над проектами бренда, рассматриваете ли вы еще какое-то направление?
Вышивка сейчас занимает основную часть моего свободного времени — все-таки есть множество идей и задумок в этом направлении; постоянный запрос по выставкам, коллаборациям. Новый жанр, конечно, бы хотелось попробовать, но, думаю, это вопрос времени. Есть мысли заняться музыкой, которую я очень люблю и постоянно слушаю — посмотрим.
Поделитесь, пожалуйста, своими планами и мыслями о будущих проектах.
Что касается творческих планов в целом, то летом в Петербурге будет проходить групповая выставка, специально для которой я готовлю три больших работы, посвященных детству. На днях начал новую серию про архитектуру Баухауса в Тель-Авиве. Вот, наконец, вернулся к вышивке про архитектуру советского модернизма, который тоже необходимо спасать, пока не поздно. Думаю, что буду заниматься и другими своими сериями. Хотелось бы еще реализовать проекты в области предметного дизайна — здесь тоже есть несколько интересных задумок.
Фотография на обложке предоставлена дизайнером.
Материал с сайта: https://design-mate.ru