Несмотря на стереотипы об отечественном автопроме, школа дизайна в России остается одной из сильнейших в мире. Например, дизайнером быстрейшего серийного автомобиля Bugatti Chiron, который дебютировал в 2016 году и покорил любителей автопрома, был выходец из России — Александр Селипанов — это стало настоящей сенсацией.
Перспективное мышление русских Кулибиных позволили инженерной школе России быть среди лидеров на протяжении двух столетий во многих отраслях. При этом в общественном сознании укоренился миф, что русские могут сделать технично, удобно, оригинально, но красотой это блистать не будет. А уж в автомобильном дизайне Россия — позади планеты всей. Однако, как оказалось, сегодня почти в каждой 10-й иностранной компании в группе дизайна трудятся россияне. Именно их проекты, идеи отправляются в серийное производство.
Как ребята из России придумывают желанный автопром для всего мира, как советский конструктивизм ложится в основу смелых идей на западе, что еще может АВТОВАЗ, кому принадлежат права на разработки и как устроена юридическая сторона вопроса, разберем подробнее.
После падения занавеса СССР многое изменилось. У молодых ребят появилась возможность попасть в крупнейшие автоконцерны мира. Александр Селипанов из Москвы одним из первых оседлал эту волну. Он учился в обычной школе в районе Беляево и много рисовал. Мама, заметив увлечение сына автомобилями, написала письмо в Ferrari: «Мой сын постоянно рисует ваши машины, посоветуйте, пожалуйста, где ему лучше учиться, чтобы, может быть, в будущем работать у вас?», рассказал в интервью Александр. В ответ Ferrari прислал список из 10 вузов Америки, Англии, Италии и Германии. Окончив школу в 17 лет парень отправился на учебу в калифорнийский ArtCenter College of Design в Пасадену.
После колледжа он работал в концерне Volkswagen, затем — над дизайном Lamborghini Huracan, потом разработал легендарную модель Bugatti Chiron, а после возглавил дизайн-отдел концерна Genesis. Сегодня он шеф-дизайнер шведского производителя спорткаров Koenigsegg.
Александр считает, что дизайнер — это связующее звено. Он должен отлично понимать инженерную мысль, знать рынок, тренды и быть в курсе развития технологий.
«Мне доставляет огромное удовольствие быть не просто стилистом <…>, а создавать дизайн, продиктованный логичными инженерными задачами. Например, когда я работал над Bugatti Chiron, приходилось иметь дело с чудовищной теплоотдачей его 8-литрового силового агрегата с четырьмя турбинам. Этот мотор выдыхает очень много тепла и нуждается в сложнейшей системе охлаждения, которая непосредственно влияет на облик автомобиля. Так, в задних крыльях проходят огромные воздуховоды, которые внешне дали машине «мускулы». Мне нравится, что эти «мышцы» не просто для красоты, они действительно работают».
Сегодня примерно по 5–10 выпускников из четырех российских автомобильных вузов получают приглашение на стажировку от мировых автобрендов.
Так, например, Эрнест Царукян из Московского политеха придумал дизайн популярной Audi A1. Еще во время стажировки он нарисовал компактный автомобиль, а позже эти черты легли в дизайн узнаваемого кузова.
Арсений Костромин предложил дизайн концепт-кара Duster во время работы на Dacia в Румынии. Андрей Конопатов работает в дизайн-центре Volkswagen. Он сделал яркий концепт-кара Volkswagen Taigun. Артем Попков выступал соавтором внешности Renault Espace и Opel Adam.
Но самое массовое представительство российских дизайнеров сегодня фиксируется у компании BMW. Там Михаил Климов рисует баварские салоны, Евгений Жуков работает по мотоциклам, а Евгений Маслов трудится в промдизайне.
Говоря о русском дизайне, иностранцы отмечают его традиционно строгий стиль. Это является новым трендом мирового автомобилестроения — создание пропорциональной машины без лишних деталей. Александр Селипанов подтверждает это: «у российских автомобильных дизайнеров большое будущее и яркий узнаваемый стиль. Наши ребята вдохновляются богатыми традициями в машиностроении (в основном, в военной промышленности), графикой советских плакатов, конструктивизмом”.
Советские основы
История развития отечественного автомобилестроения началась во время Первой мировой войны. Российская империя решила отказаться от закупки дорогих импортных автомобилей, и запланировала создать первые автопроизводства на своей территории. К концу 1915 года десять мировых фирм подали заявки на производство автомобилей для русской армии Первой мировой войны. Главное военно-техническое управление выбрало из них лишь пять акционерных обществ. Среди них было утверждено строительство завода АМО в Москве (известный в будущем как ЗИЛ) на базе предприятия братьев Рябушинских и завод Акционерного общества французских экспатов “Русский Рено” в Рыбинске, обещавший выпуск 1500 грузовых автомобилей для армии.
Позже, в СССР, автомобильная промышленность развивалась в соответствии с мировыми тенденциями дизайна, но при этом имела свое лицо.
Одним из «отцов» русского автопрома по праву считается Иван Лихачев, возглавивший в 1926 году завод «Автомобильное Московское общество» (АМО). Он наладил серийное производство автомобилей и дал Советскому Союзу сотни тысяч грузовиков. Партия хотела массовый выпуск, но как это сделать никто не знал. Лихачев стажировался в Европе, работал слесарем на заводе Ford и в итоге нашел решения: он увеличил выпуск автомобилей со 113 единиц в год до 25 тысяч.
История создания ВАЗ началась немного позже, в 1967 году. Совет министров и ЦК КПСС выбрали город Тольятти (Самарская область) из 54 потенциальных участков для строительства крупнейшего в Союзе завода по производству легковых автомобилей. Технический проект для строительства предоставил итальянский концерн Фиат, с ним же заключили договор на поставку комплектующих. Так первым серийным автомобилем — известной «копейкой» ВАЗ-2101 — стал прототип Фиат-124.
Среди наиболее успешных решений отечественного автопрома специалисты называют:
· ЗИС-110 — лимузин представительского класса (и его бронированный вариант ЗИС-115)
· ЗИЛ-49061, или «Синяя птица» — полноприводный плавающий автомобиль
· ВАЗ-2121 — самобытная полноприводная «Нива» повышенной проходимости;
· Победа — абсолютно оригинальный советский автомобиль;
· ЗИЛ-118 — комфортабельный автобус на узлах и агрегатах лимузина;
· ГАЗ-21 — та самая «Волга» — автомобиль мечта и легенда;
Печать мастера защищена?
Сегодня на АвтоВАЗе работает российская команда инженеров и дизайнеров под руководством иностранца. Они трудятся над новыми моделями, прорабатывают детали и много патентуют. В последние два года (2018–2020) АвтоВАЗ подал больше всего заявок на регистрацию промышленных образцов.
Компания ‘’АвтоВАЗ’’ патентует детали экстерьера (бампер, капот, двери, колесные диски) и интерьера (обивка двери, сидение, рулевое колесо, фонарь освещения салона, панель приборов). Есть заявки на детали автомобиля, которые не обозреваются в процессе эксплуатации (кронштейн крепления заднего тормоза, диск тормозной и т.д.). Всего за 2018–2020 год АвтоВАЗ подал более 160 заявок на регистрацию в Роспатент — это на 12% больше, чем у французской группы компаний PSA — владельца брендов Citroën, Peugeot, Opel (140 заявок). И на 37% больше, чем у японского концерна Nissan (100 заявок). Но речь идет о российском пространстве.
Корпоративная структура больших заводов выстроена таким образом, что авторство конкретной модели не принадлежит кому-то одному, патент получает концерн и ему же по общему правилу принадлежит исключительное право на использование промышленного образца, защищенного патентом, уточняет Евгений Александров, к.ю.н., Партнер юридической фирмы «Городисский и Партнеры», руководитель практики по товарным знакам и промышленным образцам:
«При этом авторами промышленного образца могут быть как штатные сотрудники концерна, так и сотрудники какого-либо дизайнерского или конструкторского бюро, с которым концерн заключил соответствующий договор на разработку дизайнерского решения. В любом случае у каждого промышленного образца есть автор или коллектив авторов, который обязательно указывается в патенте, только если авторы не заявили об отказе от упоминания их в качестве авторов при подаче заявки на выдачу патента на промышленный образец. Необходимо отметить, что с коммерческой точки зрения, указание имени автора в патенте может быть также выгодно и патентообладателю, поскольку это будет являться подтверждением того, что конкретный дизайн создан именно этим автором, который может быть известным дизайнером, что, соответственно, может влиять на стоимость и ценность изделия».
Вместе с тем, несмотря на то, что права на промышленный образец, как правило, оформляются на концерн, автор промышленного образца сохраняет за собой право на получение вознаграждения.
— Такое вознаграждение должно выплачиваться непосредственным работодателем автора на условиях и в порядке, определенных договором между работодателем и автором, а в случае спора — судом.
При этом в рамках трудовых отношений крайне важно фиксировать юридически значимые моменты, начиная от получения служебного задания, и заканчивая подготовкой отчета о создании произведения. Обычно каждый этап оформляется актами, с приложением детального описания задания, а также изображений, фотографий или иных материальных носителей, на которых зафиксирован результат работы автора. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана. После получения такого уведомления у работодателя будет 4 месяца для принятия решения о подаче заявки на выдачу патента на промышленный образец, сохранении его в тайне или передаче права на получение патента другому лицу. Если этот срок будет пропущен, то право на получение патента возвращается автору. В этом случае работодатель сможет использовать промышленный образец в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии, но при условии выплаты вознаграждения автору, — объясняет эксперт.
В целом данные статистики свидетельствуют о возросшем интересе заявителей к получению охраны для промышленных образцов на территории России в последние годы. Это вызвано стремлением расширить свои производственные мощности и в конечном итоге получить дополнительный доход, поясняют эксперты.
В 2020 году было подано 7740 заявок на промышленные образцы, что на 820 заявок больше по сравнению с 2019 годом. Таким образом, поступление заявок увеличилось на 12%.
Евгений Александров, руководитель практики по товарным знакам и промышленным образцам юридической фирмы «Городисский и Партнеры», подтверждает тенденцию к увеличению заявок на промышленные образцы: «После регистрации изображений для массового выпуска товаров, вторая крупная доля всех заявок относится к 12–16 классу товаров: комплектующих, оборудования и принадлежностей для транспортных средств. Это обусловлено стабильно растущим спросом на транспортные средства. Заявители стремятся защитить отдельные детали экстерьера и интерьера, чтобы зафиксировать оригинальность и уникальность выпускаемого транспортного средства».