Париж, Дубай, Барселона, Белград: сегодня география студии KIDZ, которая начинала свой путь с редизайна образовательных пространств, включает в себя города по всему миру. Команда не ограничивается рамками определенного авторского почерка, дает волю воображению и называет себя «создателями опыта и чувств». Накануне 10-летия студии мы пообщались с одним из ее ведущих архитекторов Рубеном Мовсисяном — он рассказал Design Mate, без какого принципа не обходится ни один проект KIDZ, как он относится к повторам в дизайне и почему процесс важнее результата.
Рубен, поделись своими ощущениями от предстоящего дня рождения студии.
Волнительно — особенно по части организации праздника. Мы долго думали, как хотим отметить 10-летие, и – небольшой инсайд – решили выпустить 10 объектов. Думаем, что будем анонсировать их на протяжении всего года: это наш первый крупный проект такого формата, нацеленный на переосмысление привычных вещей.
Мы решили именно так отпраздновать знаковую дату, показав, что KIDZ — это уже давно не только про интерьерный дизайн.
Многие думают, что мы исключительно проектируем интерьеры. Нас это немного смущает: для московской клиники DIFFERENT мы, например, делали проект комплексно, начиная с брендинга и коммуникационного позиционирования, и уже на его основе занимались оформлением пространства. Еще мы консультируем разные проекты на тему того, как вести соцсети, развивать коммуникацию пользователя с продуктом — в этом у нас тоже большой опыт.
Есть мнение, что дизайн-студии между собой не общаются — мы ведь конкуренты. День рождения стал отличным поводом развеять этот миф: мы пригласили на праздник все классные студии и подрядчиков из Петербурга, чьи ценности нам близки, кто разделяет нашу идею подвергать сомнению привычные вещи и преобразовывать среду, в которой мы живем.
А эти 10 предметов вы потом планируете запускать в производство?
Сначала это будут сэмплы, которые мы реализуем в единичном экземпляре, а затем посмотрим на отклик аудитории. Возможно, что-то получится произвести массово. Вообще, у нас несколько лет назад появилась идея выпустить лампу по дизайну студии — сейчас общаемся по этому поводу с известными компаниями, в том числе с Vitra. Если какая-то идея кажется нам не просто красивой, а уместной, то мы ее реализуем.
Лампа ORIGAMI по дизайну KIDZ. Фото: KIDZ
Давай перенесемся на 10 лет назад: расскажи, как все начиналось?
Студию основали Егор Богомолов и Анастасия Сафьяненко (сейчас в проекте остался один основатель — Егор, — прим. ред.) во время обучения в университете. Первые проекты ребят были связаны с редизайном библиотек: например, Библиотека Гоголя дала толчок в этой нише и показала, что подобные пространства могут быть чем-то большим, нежели просто хранилищем книг. Затем была культурно-образовательная площадка ОХТА LAB и другие проекты, которые начали публиковать на портале designboom.
Pop-up библиотека ВСЕ СВОИ в «Ленинград-центре» Фото: KIDZ
А почему именно KIDZ? Основатели заложили определенный посыл в название?
На самом деле, у каждого в коллективе есть свое мнение на этот счет и собственная интерпретация названия. Это даже здорово — у детей ведь тоже всегда разные ответы на один и тот же вопрос, потому что у них нет большого набора стереотипов в голове.
Когда ребенка просишь нарисовать стол, то никогда не знаешь, что в итоге получится. Так же и с нами: обращаясь к нам, заказчики могут получить то, что их удивит.
У нас есть разные проекты: как просто интересные, так и действительно яркие, экспериментальные. Пространство ОХТА LAB — это коворкинг-библиотека, но при этом в центре находится объект, который состоит из пустоты. Он служит диваном: кажется, что туда забираются только дети, но на самом деле взрослые тоже любят там лежать. С помощью подобных решений мы провоцируем людей на изменения в их привычном поведении.
Пространство ОХТА LAB. Фото: KIDZ
Как бы ты сам описал авторский почерк бюро?
Мы в принципе не видим смысла в авторском стиле. Я знаю, что у многих студий он есть; вижу, какие проекты нам близки по визуалу. Важно понимать, что у нас внутри команды есть подкоманды во главе с ведущим архитектором. Это как студия внутри студии: у меня одна идентичность, у другого ведущего архитектора — своя, поэтому проекты получаются разные. Когда к нам приходит клиент, мы на интуитивном уровне понимаем, к какому ведущему архитектору его отправить.
Поэтому мы не стремимся внутри студии прийти к общему стилю, но к принципу — да. Принцип у нас один: все время задаваться вопросом «А почему так, а не иначе?». Почему стул — это стул, почему стена должна быть стеной? Это фундамент всех наших проектов.
Вы позиционируете себя как петербургская, российская или уже международная студия?
Мы уже пару лет как ощущаем себя международной студией, но сейчас стараемся еще больше это подчеркнуть. Конечно, наш офис находится в Питере, но представители есть в Берлине, Барселоне, Вене, Дубае, Белграде и других городах. У нас много проектов в странах СНГ.
Мы — питерская студия, которая вышла на международный рынок.
Расскажешь, как вы выстраивали работу в других странах?
Международный рынок нашел нас сам, и в этом большая ценность того, что мы делаем. Главные зарубежные проекты стартовали в 2021 году. Тогда мы начали работать над сетевыми проектами в Дубае, Узбекистане — кстати, любим сетевые проекты, придумывать дизайн-код и не только. Сейчас мы активно смотрим в сторону Европы, хотим открыть офис там. Запросы приходят отовсюду, но не все конвертируются в реальность.
Pop-up Pims. Фото: Варвара Топленникова
Из-за каких-то сторонних обстоятельств не конвертируются? Или бывает так, что с заказчиком вам с самого начала не по пути?
Обычно мы на первых этапах знакомства с клиентом определяем, сходятся ли наши ценности, чего мы хотим от финального результата. Уточняем, что в приоритете и какие цели у проекта. Часто, если понимаем, что наше видение не совпадает, смело можем порекомендовать заказчику другие студии. Будучи в какой-то степени конкурентами, мы в любом случае ставим ценность дизайна на первое место.
Есть ли лично у тебя самый любимый проект KIDZ? Или, может быть, кейс, который сыграл большую роль в развитии студии?
ОХТА LAB. Это проект, который изначально заинтересовал меня просто как пользователя и человека. Еще могу назвать азиатское бистро Cho на Мясницкой улице в Москве и Pop-up Pims — последний получился очень структурным, инженерно-философским, и в этом его прелесть.
Детали интерьера бистро Cho. Фото: Варвара Топленникова
Сюда же включу наш недавний кейс с кофейней Coffee Racer — мы, будучи KIDZ, сделали действительно взрослый проект. Во-первых, он создан совместно с заказчиком: нам достались очень хорошие исходные данные, потому что владелец сам заложил базу, а нам предстояло все укомплектовать. При этом он непосредственно участвовал в процессе, что-то дополнял, вместе с нами искал предметы.
Подход, в рамках которого клиент становится другом и партнером, — самый ценный.
У нас много клиентов, с которыми мы можем дружить. Был случай, когда заказчица пришла демонтировать стены кувалдой — обожаю такое. Сейчас, после того как мы наладили историю с PR, к нам все чаще приходят не просто за дизайном, а именно за нашим подходом.
Ты в начале упомянул, что для некоторых проектов вы и предметы делали сами. Часто ли вы обращаетесь к локальным мастерам, стараетесь ли задействовать кастомные изделия в интерьерах?
Тут всегда важны сроки: если время позволяет, то, конечно, стараемся сделать что-то уникальное. Обычно мы по максимуму задействуем локальные бренды в зависимости от страны, в которой работаем. Естественно, в ресторане стулья не всегда получится сделать кастомными — основные затраты идут на другое. Для нас важно, чтобы проект был не просто красивым, но и решал конкретные задачи бизнеса.
Десерт-бар Yumms. Фото: Варвара Топленникова
Что, на твой взгляд, позволяет дизайнеру сохранять свою идентичность, но при этом не терять общий дух времени и оставаться в контексте?
У нас было несколько случаев, когда одновременно с другими студиями мы реализовывали визуально похожие проекты. Может показаться, что результат — важнее всего, но на деле процесс тоже имеет большое значение. Тут как в математике: все знают, что 2+2 = 4, но 4 можно получить разными путями.
Чтобы сохранить идентичность, нужно постоянно задаваться вопросами и искать на них ответы. Звучит как очевидная мысль, но в очевидности теряется много важного. У нас в студии есть разбор ошибок и пинтерест-чат по дизайну в разных сферах, с помощью которого мы анализируем собственные решения. Наша идентичность в том, как и что мы транслируем аудитории. Конкретно моя задача, как ответственного за PR, — раскрыть проект так, чтобы сама команда и заказчик видели наш особенный продукт. Мы задаемся одними вопросами, другие команды — другими: если мы при этом приходим к одинаковому результату, то это просто говорит о нас как о единомышленниках.
Команда студии KIDZ
Что для тебя значит успешный проект?
Успех измеряется довольно сложно. Есть успешные проекты с точки зрения дизайна, но самое важное в проекте — чтобы он работал, был профитом для заказчика и приносил удовольствие пользователям пространства. Взять бар Drunk Delon — успешный проект со всех сторон, очень близкий нам по духу, продуман до мелочей, от графического дизайна и до коктейлей под французский джаз. Несмотря на всю успешность, он закрылся в феврале этого года. Kebab Daddy — тоже удачный во всех смыслах проект, а он расположен в Подмосковье. Возможно, находись он в центре, был бы еще более успешным. Думаю, что успех определяется тем, что все удивляются в процессе жизни проекта.
Бар Drunk Delon. Фото: Полина Полудкина
Дизайнеры — это в какой-то мере психологи, которые помогают заказчику определить собственные запросы, сформировать это в техническое задание и воплотить в реальность.
Что будет с KIDZ еще через 10 лет?
Мы не знаем, что будет через год-два, но точно будем придерживаться своей логики и принципов, которые мы выстроили за это время. Если благодаря нашему видению и проектам мы заразим своим подходом, и единомышленников станет больше, мы будем безумно счастливы. Just be KIDZ!
Материал с сайта: https://design-mate.ru