В Музее современного искусства Барселоны MACBA открылась выставка каталонского скульптора Жауме Пленсы, на которой собрали его работы начиная с 1980-х годов. Более двадцати скульптур и инсталляций выставлены в музее, а два монумента — «Сердце дерева» и «Сердце реки» — установлены в парке рядом.
Жауме Пленса знаменит прежде всего своими ажурными скульптурами — огромные человеческие фигуры, достигающие в высоту более десяти метров, часто сплетены из стальных латинских букв. Фактически это поэзия, увековеченная в металле, — их можно не только рассматривать, но и читать. Кроме того, любой зритель может войти внутрь практически любого произведения искусства Пленсы и изучить его изнутри.
«Когда кто-нибудь входит внутрь, то он наполняет скульптуру душой. Моя работа не завершена, пока она пуста внутри», — считает сам художник.
Еще одно несомненное достоинство таких произведений — «прозрачность». Фактически любые монументы Пленсы идеально включаются в окружающий ландшафт.
Жауме Пленса часто говорит, что скульптура — лучший способ задать вопрос, то есть задуматься над смыслом происходящего. Одна из его работ прямо так и сделана в виде знака вопроса. Впрочем, и знаменитое «Сердце дерева», где фигура сидящего человека обнимает древесный ствол, располагает к размышлению о вечном. «Мы — часть Земли, но мы можем обнять космос», — Пленса часто в текстах философствует о тонких материях.
В отличие от антропоморфных скульптур, предназначенных для городских пространств, скульптуры музейного размера часто абстрактны. Они — часть лаборатории художника, где вырабатывается его художественный язык. Кроме материалов, весомых и легких, прозрачных и плотных, Пленса экспериментирует и со звуком. На его ретроспективе можно увидеть весь спектр его творческих возможностей. Впрочем, тем, кто не доберется до Барселоны, не стоит расстраиваться: следующим летом выставка переедет в Московский музей современного искусства.