Большая ретроспектива Клода Моне, куда вошли около сотни картин, открылась в венской Альбертине. Шедеврами знаменитого импрессиониста с венской институцией поделились сорок музеев и частных коллекций, среди которых Музей Орсэ, Национальная портретная галерея Лондона, Пушкинский музей, но больше всего работ привезли из самой большой коллекции живописи художника — парижского Музея Мармоттан-Моне.
Уже из названия «Плывущий мир» становится понятно, что вода — одна из главных тем выставки. И хотя здесь можно увидеть ранние портреты и первые опыты пленэра и такие шедевры, как «Руанский собор» и «Бульвар Капуцинок», водные пейзажи явно доминируют.
Если пленэр импрессионисты открыли в Барбизоне, то на берегах Сены в Онфлере, Аржантёйе, Буживале, Шату они изучали игру света на воде. Началось всё в 1865 году, когда Ренуар предложил Моне и Базилю совершить путешествие по Сене на лодке, чтобы посмотреть регату в Гавре. С тех пор водные пейзажи стали одним любимых жанров у импрессионистов.
Утренние туманы, прозрачное небо, закат, облака, отраженные в воде, давали возможность найти бесконечное количество удивительных цветовых оттенков. Розовые, голубые, сиреневые, жемчужные пейзажи разительно контрастировали с темной гаммой художников предыдущего поколения. Кроме того, водная стихия как нельзя лучше подходила для письма свободными импрессионистическими мазками. От первых опытов импрессионистических марин осталась картина Эдуарда Мане «Клод Моне, рисующий в лодке».
Еще более удивительны картины Моне позднего периода. После того как художник получил признание и смог купить поместье в Живерни, его главным мотивом стали кувшинки. Моне соорудил искусственный водоем в своем обширном саду, засадив его кувшинками, и перекинул через него японский мостик, увитый глициниями. В течение двадцати пяти лет художник написал около двухсот пятидесяти полотен с изображением кувшинок, что значительно превосходит даже его серию руанских соборов из тридцати картин.
В поздних работах Моне тесно приближается к абстракции — и кувшинки, и мост уже едва различимы в красочном месиве мазков. Некоторые исследователи считают, что эффект абстракции появился из-за того, что Моне под конец жизни страдал катарактой, однако подобное видение сохранилось у него и после операции.