Вечный вопрос о том, насколько сильно пространство определяет мировосприятие, особенно остро встает при проектировании архитектуры для детей. Дизайн, среди прочего, создает необходимые условия для формирования у школьников важных жизненных навыков, уверена руководитель и партнер бюро UNK interiors Юлия Тряскина. Своими размышлениями о ключевых составляющих современной образовательной архитектуры, а также примерами российских и зарубежных проектов она поделилась в новом материале.
Юлия Тряскина руководитель и партнер
бюро UNK interiors
Из-за того, что доступ к информации сегодня стал повсеместным, наиболее ценные качества современного человека — это способность критически мыслить, быстро обрабатывать информацию и оценивать ее. Как раз архитектура может создавать оптимальные условия для получения и закрепления этих навыков, превращаясь тем самым в полноценный рабочий инструмент образовательного процесса.
Пандемия отлично продемонстрировала, насколько важным для учеников остается личное общение, и что онлайн-образование не способно полностью заменить уроки в школе. Как показало исследование, проведенное в 2015 году Салфордским университетом, хорошо спроектированные классы могут увеличить успеваемость до 16% за один год. Ученые оценивали качество освещения, воздуха, акустики, температуры в помещении и связь с природой — характеристики, которые формируют физический комфорт. Также выяснилось, что, ощущая себя хозяевами пространства, дети могут развивать чувство ответственности.
Факторы, которые отвечают за физический комфорт, наиболее существенно влияют на процесс обучения. Это касается не только тех помещений, в которых дети непосредственно учатся, но и мест общего пользования — например, коридоров или площадки во дворе.
Пристальное внимание к архитектуре образовательных учреждений можно заметить в проектах по всему миру. Например, в 2021 году в китайском городе Шэньчжэнь открыли школу Xinsha Primary, спроектированную студией 11ARCHITECTURE. Ее создатели представляли себе идеальное образовательное пространство как место, где улыбающиеся дети бегают и играют по всему кампусу. Именно поэтому входная зона здесь напоминает вход в парк, а чтобы не вырывать пространство из общего контекста, забор заменен на аркаду. На близлежащих скамейках могут отдохнуть жители района или родители учеников — подняв голову, они будут видеть происходящее во дворе школы.
Фото: © Chao Zhang
Поставив перед собой цель сделать времяпрепровождение детей вне класса веселым и радостным, авторы скорректировали и метод архитектурного проектирования. По задумке команды дизайн должен вызывать у учеников улыбку, быть соразмерен детскому телу и жизненному опыту, стимулировать тягу к исследованиям и воображение. С опорой на эти принципы архитекторы подбирали размер пространства, цвет и фактуру материалов. Окна в классах расположены достаточно низко, чтобы даже самые младшие ученики могли видеть пейзажи вокруг, а классные комнаты — просматриваться с улицы.
Фото: © Chao Zhang
Еще один пример продуманной архитектуры для детей — проект Farming Kindergarten во Вьетнаме от бюро VTN Architects. Пространство дает возможность своим маленьким воспитанникам играть в окружении природы, что в последние годы стало проблемой из-за стремительной урбанизации. Фермерский детский сад находится неподалеку от большой обувной фабрики и рассчитан на 500 детей тех, кто на ней работает. Зеленая крыша здания представляет собой форму тройного кольца, нарисованного не отрывая руки. Эти кольца формируют безопасные зеленые пространства для игр. Со временем на крыше устроили экспериментальный огород: пять видов овощей высадили для обучения детей сельскому хозяйству.
Фото: © Hiroyuki Oki; © Gremsy
Здесь также учат детей бережливому отношению к природе. Здание представляет собой сплошную узкую полосу с боковыми окнами, обеспечивающими сквозную вентиляцию и естественное освещение. Архитекторы внедрили и методы энергосбережения: озеленение кровли защищает комплекс от перегрева, зеленый фасад — затеняет, а солнце нагревает воду. Заводские сточные воды перерабатываются для использования в бытовых целях и орошения зелени. В результате детский сад работает без кондиционеров в классах несмотря на то, что находится в изменчивом тропическом климате.
Фото: © Hiroyuki Oki; © Gremsy
В индийском городе Гокак бюро Shreyas Patil Architects спроектировало школу KLE Sanskruti для уже существующего кампуса. Ее философия нацелена на поддержание психологических и физических потребностей детей дошкольного возраста, которые стремятся к исследованию пространства, любят яркие краски и минимум ограничений. Основные принципы проектирования этого здания — открытость, преемственность, безопасность, яркость и единство. Продуманное расположение дворов, классных комнат, лестниц и коридоров позволяет ученикам взаимодействовать друг с другом в разных форматах. Круглые окна и яркие ламели — метафора детской наивности. Желтые, красные, зеленые и голубые элементы оживляют лаконичный светлый массив нового корпуса, а ритмичные повороты его блоков помогают создать простой, но достаточно мощный архитектурный объем.
Фото: © Atik Bheda
В практике команды UNK тоже можно найти проекты с современным подходом к образовательной архитектуре. Одним из них стала школа «Точка будущего» в Иркутске, над которой мы работали вместе с бюро CEBRA. Здание построено на средства благотворительного фонда «Новый дом», а главной задачей проекта стала адаптация детей-сирот к самостоятельной жизни. Архитектура здания, его структура и разные типы связанных друг с другом пространств здесь играют роль ключевой составляющей обучающего процесса.
Фото: UNK
В планировочном решении комплекса заложен архетип дома. Дом прежде всего должен быть безопасным, поэтому в школе доминируют открытые пространства: дети чувствуют себя спокойнее в помещениях, где негде спрятаться опасности. Количество коридоров в школе сведено к минимуму, но тем не менее в ней есть уютные уголки, где ребенок может отдохнуть и переключиться.
Команда отказалась от привычных классов: дети свободно перемещаются по школе и могут заниматься в любом помещении, которое трансформируется под задачи педагога или куратора. Исключением стали только специально оснащенные кабинеты, где для занятий требуется сложное оборудование.
Мы заложили в архитектурную концепцию школы две символические идеи. Стремясь создать пространство, в котором всем детям будет комфортно учиться, выбрали форму круга, которая должна создавать ощущение защищенности. Также этот символ отражает цикличность обучения. Вторая идея — это образ дома, который поддержал контур скатных кровель учебных зданий и коттеджей, где живут ученики. Было важно, чтобы дети воспринимали школу как свой второй дом.
Фото: UNK
Таким образом, архитектура школы направляет к активному существованию и учит тому, что каждый ученик — автор собственной жизни.
Другой проект мы разработали совместно с Тюменским государственным университетом, создав для него Школу перспективных исследований. Обучение сегодня рассматривается как непрерывный процесс, одна из важных составляющих которого — коммуникация. В концепции мы не хотели отказываться от учебных кабинетов, но при этом расширили спектр возможностей образования: выделили пространства для индивидуальной работы, которые трансформируются под разные сценарии, а также большие аудитории для нескольких групп. При этом комплексная образовательная среда создана не только за счет разных масштабов аудиторий, но и за счет рекреационных зон. Изменяемость и гибкость здесь — основы креативного мышления, которое формируется самим пространством школы.
Фото: UNK
Не имеет значения, в какой стране строится современное учебное заведение, — внимание архитекторов всегда направлено на создание комфортной среды и синергии, которая образуется между пространством и процессом обучения.
На обложке: проект школы «Точка будущего», бюро UNK.
Материал с сайта: https://design-mate.ru