Что говорят дизайнеры или продакты о своей самой глобальной проблеме в дизайне продукта? Чаще всего ответ такой: «Нет единообразия между стилями старых и новых фич». Особенно когда продукт уже не первый год на рынке, интенсивно растет и непрерывно меняется. В процессе жизни продукта над ним работают разные люди: одни уходят, другие приходят, и у каждого свое видение, цели и задачи. Текучка людей неизбежно оставляет свой след на внешнем виде продукта.
Когда я приходил в продукт, мне хотелось обновить весь старый UI, сделать всё чисто и «правильно» в моём понимании. Я так и говорил — вот выкатим новую фичу в новых стилях, а потом постепенно будем обновлять наследие. Однако на наследие чаще всего не хватало ресурсов, что сильно расстраивало. Я думал: насколько важно единообразие в стилях продукта для клиентов? Какую пользу бизнесу оно принесёт и что изменит? Со временем стало ясно, что для бизнеса и клиентов единообразие не является приоритетом. К тому же, как правило, оно не влияет ни на какие продуктовые метрики.
Когда появился тренд на дизайн-системы, это казалось решением проблемы отсутствия единообразия: вот обновил стиль кнопки в одном месте — и они поменялись во всём продукте. Но это оказалось не так просто: в большинстве случаев значительная часть продукта не покрыта дизайн-системой по техническим причинам.
Чтобы придумывать, как решить отсутствие единообразия, стоит сначала понять — а есть ли вообще такая проблема? Поработав над многими проектами, я понял, что такой проблемы нет. Это абсолютно естественная вещь, если ваш продукт растет и развивается (а это гораздо важнее). Это так же естественно, как человек по мере своего взросления меняет свой гардероб: было бы смешно в 30 лет надевать ту же самую толстовку с концерта Metallica, что и в 15. Часть старых вещей остается в шкафу или выкидывается, а им на смену приходят новые. Такое изменение гардероба — показатель физического и психического роста человека. То же самое происходит с продуктом в диджитале.
Главный вывод, к которому я пришёл — единообразие не должно быть основным фокусом в дизайне. Важнее находить баланс между новым и старым, меняться постепенно и не зацикливаться на старых артефактах.