Для фрилансера рекомендации могут быть важным элементом успешного бизнеса. Такой вариант поиска новых клиентов может позволить вам сэкономить хотя бы часть расходов, связанных с традиционным маркетингом. Кроме того, очень хорошо, когда существующий клиент изо всех сил пытается рассказать о вас другу. Это значит многое.
Однако не все так радужно. Тот факт, что потенциальный клиентпришел к вам по рекомендации, не означает, что он вам подходит. Даже в этом случае вы все равно можете чувствовать себя обязанным работать с ними. В этом и заключается загвоздка.
Может это потому, что я слишком много думаю об этих вещах. Но, похоже, здесь очень тонкий баланс. Вы берете нового клиента только потому, что чувствуете, что должны? Это такое правило этикета? Что все это значит для ваших отношений с существующим клиентом, который пытался оказать вам услугу? Может, мне просто отморозиться от этого?
Да, есть много вопросов, на которые нужно ответить.
Содержание статьи
Не со всеми, кто приходит по рекомендации, получится работать
Прежде всего, нужно ценить каждого реферала. И я действительно испытываю чувство благодарности,когда клиент находит время посоветовать меня.
Тем не менее, важно понимать, что фриланс немного отличается от других отраслей. Например, это не то же самое, что отправить кого-то к любимому электрику или агенту по недвижимости.
В таких компаниях все немного проще. Электрик с радостью устранит неполадки с вашей проводкой. Агент по недвижимости может показать вам множество домов, соответствующих вашему бюджету. В любом случае эти профессионалы предоставляют услуги, а затем, вероятно, исчезнут из вашей жизни, пока они вам снова не понадобятся, что может произойти через годы.
Веб-дизайн, например, уникален тем, что он узкоспециализированный и часто предполагает долгосрочные отношения. Таким образом, это не просто вопрос продажи.
Потребности проекта в сравнении с вашими особенностями и предпочтениями
Иногда вопрос о том, подходит ли реферал, зависит от кода. Если вы специализируетесь на Drupal, а потенциальному клиенту требуется WordPress, то все достаточно просто.
Однако это не всегда так просто. Например, ко мне обращались несколько компаний, которым просто требовалось, чтобы кто-то взял на себя обслуживание их существующего веб-сайта. Кроме того, было несколько случаев, когда веб-сайт не был полностью завершен, и клиенту требовалось, чтобы кто-то вмешался и уложил концы с концами.
Это противоречит одной из моих основных политик — избегать поддержки веб-сайтов, созданных кем-то другим. Бывают редкие исключения, но я бы предпочел построить что-то с нуля. Для меня это просто более комфортная ситуация, когда я уверен в своей способности предоставить отличный сервис.
Возможно, это угрызения совести, но тот факт, что это были люди, пришедшие по рекомендации, усложнил мои решения. Идея потенциально подвести существующего клиента, который рискнул из-за вас, — мощная вещь.
Вопросы отношений
Точно так же, как ваша специализация может отличаться от потребностей клиента, потенциальные отношения не всегда могут быть такими многообещающими. Это то, что необходимо тщательно продумать, прежде чем подписаться на проект.
Опять же, рекомендация может немного омрачить ситуацию.
Я несколько раз попадала в такую ситуацию за эти годы. Не обращая внимания на тревожные звоночки, бралась за проекты и жалела об этом потом.
В то же время у меня также были прекрасные рекомендации. Урок? Внимательно изучайте реферала, так же тщательно, как и любого другого потенциального клиента.
Вы никому не обязаны
Люди, пришедшие по рекомендации, уже что-то о вас знают и в какой-то степени доверяют вам.
Это вовсе не означает, что вы должныработать с ними. Но это заставляет нас, по крайней мере, прислушиваться к тому, что они говорят. В конце концов, нет ничего плохого в том, чтобы сказать «нет, спасибо», если это необходимо.
Возможно, единственное исключение — если вы не беретесь за новые проекты в данный момент. Если вы просто слишком заняты, вероятно, будет более вежливым сказать об этом, чем тратить время зря.
С другой стороны, я считаю, что есть обязанность благодарить своего клиента. Так должно быть, независимо от того, закончите ли вы работу над новым проектом или нет. Это не должно быть чем-то сложным — достаточно простого письма с благодарностью.
И как насчет отказа от работы? Это может быть сложно. Так много зависит от вовлеченных личностей. Но честность — лучшая политика. Если что-то не сложилось, можно поделиться результатом, если спросят.
Цените рефералов, понимая реальность
Направление клиента для вашего бизнеса в области веб-дизайна может быть благословением. Это может увеличить доход и помочь вам получить ценный опыт.
Но также стоит помнить, что никаких гарантий нет. Тот факт, вас посоветовали потенциальному клиенту, не означает, что вам необходимо с ним работать. Фактически, процесс не должен отличаться от работы с обычным клиентом, который нашёл вас на бирже, например.
Независимо от того, как к вам приходит проект, на самом деле важно определить, сможете ли вы работать над проектом. Если это так, ваш бизнес будет в лучшем положении. Но если не получится, не волнуйтесь.
По крайней мере, один из ваших клиентов был достаточно доволен вашей работой, чтобы рассказать о ней другим. Это всегда положительный момент.
Источник