В предыдущей статье мы разобрали переход пролет: когда он уместен, как сделать его лучше, а самое главное, зачем он вообще нужен.
Сегодня разберем переход «склейка встык» (англ. Cut, как утверждает Википедия).
Склейка уместна в условиях ограниченного тайминга, когда нельзя добавить дополнительные секунды хронометража для более эффектного перехода между сценами.
Кроме того, такой тип перехода используется для нагнетании атмосферы, т.к. зрителю приходится самостоятельно простраивать причинно-следственную связь между двумя разными по содержанию кадрами.
В этой статье мы рассмотрим:
I. По масштабу. Объект один, однако его масштаб в рамках сцены— разный. Альтернативное название — монтаж по крупности.
II. Ассоциативная. Переход происходит в конечной точке действия объекта первой сцены, аккурат перед его завершением.
III. Простая — одно изображение мгновенно заменяется на экране другим.
Прим.: допустимо одновременно комбинировать нескольких типов склейки в одном переходе.
Содержание статьи
По масштабу
Или изменение по крупности объекта в кадре. Самое главное — сделать разницу по крупности объекта в кадре заметной, но не настолько сильно, чтобы зритель напрягался, пытаясь установить, один и тот же объект находится в соседних кадрах или нет.
Этот принцип разработал Кулешов (впоследствии был проанализирован и дополнен Соколовым, поэтому я затрудняюсь отнести точное авторство к кому-то одному из них).
Этот принцип означает то, что легко и комфортно стыкуются планы “через один”. То есть:
— (1) И (5)
— (3) И (2)
— (5) И (4)
— (2) И (6)
В примере выше в 1 сцене персонаж виден в общем плане, во 2-ой— план взят чуть крупнее с небольшой анимацией смещение персонажа влево относительно своего первоначального положения. Для восприятия зрителем такая смена кадров является комфортной и выглядит естественно.
Ассоциативная
Когда мы видим падающий со стола бокал, то подсознательно ожидаем его соприкосновение с поверхностью. В монтаже нашлось логичное применение этой особенности нашего восприятия.
На этом примере мы видим как Санта Клаус бежит по крышам, а затем прыгает в трубу дома. Во сторой сцене появляется его голова, которая повторяет вектор движения тела персонажа, а затем отпружинивает от поверхности.
Такой тип перехода уместно смотриться для одного объекта, чтобы в конечной точке вектора его движения изменить фон. Это выглядит естественно для восприятия.
В примере выше вектор движения объектов трех сцен неодинаков по своей траектории, но объединен логикой повествования (ускорение скорости движения автомобиля) и направлен вверх. Такой переход не только комфортен для зрителя, но и увеличивает динамику.
Простая
При простом типе склейки происходит резкая смена кадров, что позволяет переходить от одного ракурса (сцены или плана) к другому незаметно для зрителя.
Ключевое слово —другой. Когда между сценами нет явной разницы, переход выглядит не так эффектно (см. пример ниже).
2 раза повторяется ракурс с экраном компьютера, но выполненный в разных планах (общий и средний). Гораздо уместнее было бы сделать здесь две сцены вместо трех.
Резкая смена между двумя сценами позволяет усилить акцент и дополнить смысль. В примере ниже это грамотно проделано между 1 и 2 сценой (девушка за столом и стремительно бегущее время).
Наше восприятие создает причинно-следственную связь между отдельными кадрами, даже если связи между ними нет. Этот принцип описан основателем русской школы кино Львом Кулешовым
Если использовать подобный тип перехода между большим количеством сцен идущими подряд друг за другом, у произведения нарушается целостность восприятия. Оно распадается на отдельные сцены мало связанные друг с другом по смыслу.
Это уместно для шоу-рила , но, как вы уже догадались, нежелательно, если задача стоит создать единый образ, поскольку человек не успевает “схватывать” взаимосвязь между отдельными сценами.
Поэтому идеальным решением будем одновременно комбинировать разные типы склейки.
Рассмотрим на примере ниже:
Автор использует склейку по масштабу для акцентирования основной идеи произведения (девушка болеет и не может уснуть) и создания напряжения (крупный план спящего кота), а ассоциативную — чтобы передать скачок во времени (встала с кровати в спальне— села на диван в гостиной). Вот как это выглядит в анимации:
Не смотря на кажущуюся простоту, склейка — не самый легкий тип перехода, поскольку требует знаний основ монтажа. Чтобы восполнить пробелы советую почитать Соколова и Кулешова, а так же пробежаться по огромному множеству статей, размещенных в интернете по этой теме.
Продолжение следует…
Если летом вы хотите в полной мере насладиться всеми прелестями плоской графики, коммерческой иллюстрации и деньгами, которые платят за хороший результат — пишите в ЛС. Количество мест ограничено.
Прочитать подробную информацию о курсах
Ознакомиться с отзывами учеников
Успехов!
Переходы в моушн-дизайне ч.3 was originally published in Дизайн-кабак (RU) on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Источник: сайт designpub.ru