Термин Responsible Design не новый, уже в 1964 году Кен Гарланд и 20 других дизайнеров написали манифест First Things First, в котором они противились натиску коммерческой рекламы. Виктор Папанек в своей книге тоже рассуждает о том, как надо оборудовать детские площадки для бедных, чтобы решать их проблемы.

И все это очень замечательно, меня такие примеры неизменно вдохновляют. Но и поднимают вопрос, а что же я, работающая в агентствах и студиях Петербурга? Как я, без умений и возможностей возвести дома для бездомных, могу делать ответственный дизайн?
Очевидным ответом было бы завести свой стартап по раздельному сбору мусора или магазин с авоськами, но мне пока не хочется уходить в свой бизнес.
Еще подход, перейти в IT корпорацию, которая делает делает этичные и экологичные проекты. О таком все чаще слышно: Apple запускает Screen Time, Instagram убирает лайки, Uber тестирует велосервис. Но во-первых, не так много подобных новостей из России, во-вторых, не факт что такими проектами доведется там заниматься.
Мне хотелось найти аспекты, с которыми я могу работать каждый день, создавая интерфейсы в агентстве или студии, без радикального перехода в другую область.
Содержание статьи
01
Цифровое неравенство (digital divide)
Есть много групп населения, которым недоступны такие вещи как смартфоны, компьютеры и вообще доступ в интернет. В первую очередь это, конечно, люди, живущие за чертой бедности, население развивающихся стран, а также люди с ограниченными возможностями.
«Глобальный тренд заключается в том, что информационная экономика подключает к своей сети тех, кто представляет для неё ценность (тем самым придавая им дополнительную ценность), но отключает тех, кто не имеет для неё ценности (тем самым ещё более уменьшая их шансы обрести какую-то ценность)»
— цитата из Вики
Исключенные из информационного поля не имеют доступа к образованию, качественным и удобным продуктам, новостям, у них ухудшаются социальные связи и уменьшаются возможности. Проблему цифрового неравенства в мире воспринимают серьезно: в ООН есть целый отдел, занимающийся преодолением этой пропасти а Цукерберг все пытается запустить автономные дроны, раздающие интернет над развивающимися странами.
Способы работать с проблемой
Протянуть кабель в Уганду я не способна, но могу поработать над:
- версией для слабовидящих, хороший пример на ВТБ,
- доступностью для экранного диктора,
- навигацией с клавиатуры,
- распознаваемостью цветов для дальтоников,
- читаемостью текста для дислексиков.
Этим занимаются невероятно мало компаний и, по-правде, в 90% случаев клиент в агентстве откажется за это платить. Выход я вижу в том, чтобы это стало новой нормой. Начинать повсеместное внедрение этого с больших продуктов, где у команды есть влияние на решения, но и в агентствах это должны предлагать на постоянной основе.
Также для агентств и студий важно разработать свои пакетные решения по этим вопросам, чтобы можно было их дешево и быстро настраивать под разных клиентов, не сильно увеличивая бюджет.
02
Цифровая и игровая зависимость
То, на что дизайнеры развлекательных и социальных сервисов могут и должны влиять напрямую. Средний юзер играет 20 часов в неделю, а Netflix смотрят по 5 серий подряд.

Зависимость присутствует и в сервисах, где можно получить лайки. Особенно такая проблема есть в Инстаграм, надеюсь тесты со скрытыми сердечками, внедрят и потом они распространятся на другие социальные сети.
Печальная правда в том, что сервисы наживаются на зависимостях и не хотят от них избавляться. Netflix неубедительно пытается напоминать людям о том, что они долго смотрят сериалы постоянно переспрашивая «Are you still watching?». А вот League of Legends, считающаяся одной из самых аддиктивных игр (я тоже играю), никак это не регулирует.

Мне еще не выпадала возможность поработать с развлекательным продуктом или соцсетью, чтобы отстоять свои убеждения. Но, как и другие вопросы в этой статье, это непопулярные решения, которые надо принимать коллективно, чтобы делать мир лучшим местом.
03
Дискриминация
Иногда кажется, будто в России нет дискурса о расах и национальностях, но последний кейс с рекламой Delivery Club показал, что некоторые люди стали задумываться об эксплуатации и ксенофобии, а значит в обществе что-то меняется.
В интернете мы регулярно дискриминируем людей, отличающихся от большинства: мы не видим счастливых представителей бурятского народа в рекламе Сбербанка, или женщину в платке на юзерпиках в российском бехансе, хотя американские компании стремятся показать расовое и национальное разнообразие.

Если вы возразите, что у нас одни славяне в стране, то я приведу статистику — 20% населения России или 27,8 млн чел принадлежат к нацменьшинствам. Значит, на 10 реклам 2 должны отображать чеченцев, татар и якутов и не только в автономных республиках, а везде на федеральном телевидение и в интернете. При этом, я считаю, не надо гнаться за американской модой и искать человека с африканскими корнями, чтобы выглядеть потрендовее, как сделал недавно Мегафон — показывайте российскую действительность, она у нас тоже богата.
Есть и другие дискриминации: по гендеру, по возрасту, по способностям, по ориентации, по весу… И в России все это цветет. Поэтому, выбирая фотографию для юзерпика или сайта в следующий раз, постарайтесь выбрать кого-то из меньшинств (проблема со стоками будет, да). Я понимаю, что клиент почти всегда будет зарубать этот вариант и попросит поискать славян, но чем чаще мы будем видеть репрезентацию различных людей вокруг нас, тем быстрее это станет нормой в обществе.
04
Не этичные проекты
Алкоголь, табак и казино являются общепринятыми не этичными категориями. Многие агентства по своей политике не работают с такими клиентами. Кто-то добавляет сюда мясо, шубы, изделия из натуральной кожи, солярии и тд, но здесь каждый выставляет границы сам.
Работая с не этичными проектами, делая их объектами желания, создавая продающие лендинги и удобный UX мы должны думать о своей совести и влиянии на общество. В некоторых случаях правильнее будет отказываться от работы с ними, хотя в условиях агентства или студии это не всегда реально или тяжело.
Я признаюсь, что делала лендинг для казино и об этом жалею, хотя он даже не запустился. Однако я также работала с Guinness, Jagermeister, Philipp Morris и American Tabacco и 5 лет назад я считала это нормальным, потому что и пила и курила. Сегодня с табачными брендами я бы постаралась не работать, но против существования алкоголя в мире пока ничего не имею 🙂

05
Экология
Самая популярная в обсуждениях об ответственном дизайне тема, но мало приложимая на первый взгляд к дизайну интерфейсов. Как и в случае с неэтичными проектами мы можем выбирать с чем работать, а также помогать распространять информацию об экологичных привычках, вышка—делать бесплатно хороший дизайн таким проектам.
____________________
Как итог, применять свои убеждения в жизни выходит не всегда, если не сказать редко. Но я бы хотела гордиться тем, что делаю, поэтому ищу способы воплощать в реальность мир, в который верю, через то, чем умею заниматься.
Напишите мне на почту inessashillo@gmail.com какие у вас есть принципы ответственного дизайна и как получается с ними работать.
Ответственный цифровой дизайн was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.