Как познакомить пользователя с интерфейсом.
Под онбордингом в мобильных приложениях понимают первые несколько слайдов, появляющиеся при запуске и знакомящие пользователя с приложением еще до авторизации или начала использования.
Такие слайды называют ознакомительным или вступительным онбордингом.
Вступительный онбординг
Основных целей у таких слайдов две:
- мотивировать войти, зарегистрироваться и всячески воспользоваться приложением;
- помочь разобраться в интерфейсе.
Второй случай интересен тем, что еще до того, как пользователь увидит интерфейс приложения, ему рассказывают как им пользоваться.
Это неплохо работает, когда функционал приложения небольшой и легко описывается в этих слайдах:
- сфотографируй дерево,
- добавь надпись,
- поделись в соц. сетях.
В этом случае пользователь сразу же после ознакомления легко выполняет описанные действия.
Но этот способ плох, если приложение выходит далеко за рамки трех шагов. К примеру, в первом слайде пользователю рассказали о том, как пользоваться статистикой. Во втором рассказали где настраивать телефонные звонки. В третьем еще что-то. Но пользователю, оказывается, на данный момент всего-то хочется поменять аватарку в профиле одного из приглашенных друзей в его аккаунте. А спустя время у него же появится потребность во всем имеющемся функционале. Но онбординг уже пройден и все знания давно забыты.
Избежать таких ситуаций можно несколькими способами:
- давать возможность просмотреть слайды онбординга еще раз,
- ситуативный онбординг.
Ситуативный онбординг
Учить пользоваться интерфейсом в трех слайдах при первом запуске приложения — затея так себе.
Лучше эти слайды потратить на то, чтобы пользователь в принципе понял что это за приложение и что этого приложения ожидать. Например, мне не хотелось бы регистрироваться в том сервисе, который на самом деле не очень-то и нужен. Учить работе с интерфейсом лучше по ходу дела.
Самый простой (и довольно-таки распространенный) способ — показывать поверх интерфейса где какие кнопки и за что отвечают.
Скажем, открылся Dashboard, и тут же поверх появились стрелочки и надписи что и как работает. А прошел пользователь дальше, например, в историю звонков, — там поверх интерфейса появились похожие пояснения как пользоваться этим разделом.
Плюс такого подхода в том, что знания даются пользователю только по мере их необходимости. Открыл один раздел — вот тебе по нему пояснения. Другой раздел не открыл — тебе про него ничего и не сказали.
Хоть и считается, что с уменьшением размера экрана уменьшается и время взаимодействия с устройством, есть одно но: время принятия решения пользоваться ли интерфейсом в вебе гораздо короче, чем в мобильных приложениях. Связано это с огромным количеством альтернативных сайтов, предлагающих то же самое, возможно, даже проще и понятнее. В вебе все эти альтернативы перепробовать довольно-таки легко: клик туда, клик сюда, не понравилось — закрыл и вернулся в другую вкладку.
В мобильных же приложениях пока все не так. В смартфоне и планшете тратят время на поиск приложения, на его установку (представляете, если бы сайты пришлось устанавливать при первом посещении?), потом смотрят вступительные слайды, пытаются пользоваться приложением… Искать новое подходящее приложение каждай раз тратя столько времени мало кто хочет.
Скажем честно: если у вас в приложении куча обучающего материала по интерфейсу, то простым его не назовешь.
Лендинг продукта — это и есть вступительный онбординг. А ситуативный онбординг для сайтов стоит применять, если интерфейс не самый обычный. Или в тех случаях, когда иконки с не самыми распространенными метафорами. Или специализация довольно-таки узкая (допустим, анализ рынка облигаций).
Онбординг — это просто кривое русское написание английского Onboarding. Иногда называют туториалами (от английского Tutorials). Бывает Tips, Tricks (подсказки и трюки соответственно). Как ни называй, на результат это не влияет. Но утвердить терминологию на начальном этапе разработки продукта поможет всем упростить жизнь в будущем.