В августе на «Стрелке» выступила креативный директор роттердамского бюро Studio Dumbar Лиза Энебеис. Она поделилась своим видением эффективного рабочего процесса и на примерах более чем 40-летней практики рассказала, как создать брендинг, который будет уместным спустя десятилетия. Дизайнер рассказала обо всех этапах работы бюро — от первых встреч с клиентом и исследований до сдачи проекта и интегрирования его в среду. Мы публикуем краткий конспект этого выступления.
Мы работаем над созданием айдентики. Это значит логотипы, логотипы, и еще раз логотипы.
Все члены команды должны быть одинаково хороши. Хорошего руководителя недостаточно. Если у вас плохая команда дизайнеров, не думайте, что у вас будет хорошая студия. И наоборот: если у вас сильные дизайнеры, но плохой руководитель, тоже ничего не получится.
У каждого в нашей команде есть свой особенный талант, и мы стараемся его развивать. Я, например, очень люблю писать: у меня есть записная книжка, в которой я записываю все свои процессы. А еще я коллекционирую книги. Мне жалко книги, которые остаются в библиотеках: книги должны быть с людьми, а не с другими книгами.
Самый частый вопрос, который мы слышим: «Как сделать так, чтобы выделяться в глазах клиента?».
С одной стороны, мы должны пробовать что-то экспериментальное, а с другой – мы делаем довольно традиционную работу. Когда мы делали постеры для фестиваля струнной музыки Amsterdam Sinfonietta, мы взяли три основных элемента, типографику, цвет и движение, как своего рода стартовую точку, и начали делать наброски. А потом мы создали код для обработки. Так для черного мы получили большие буквы, а для белого – буквы поменьше. Иногда с помощью технических разработок можно добиться большого успеха.
Amsterdam Sinfonietta
В работе над любым проектом случаются кризисы. Этим хороша работа в команде – всегда есть поддержка. В конечном итоге, любой кризис со временем проходит.
Дедлайны никуда не деваются, они очень важны.
Мы все хотим быть запоминающимся. Однажды мы работали с фондом, который поддерживает пациентов, больных болезнью Альцгеймера. Они попросили сделать им новое лого. В результате воздействия этой болезни люди постепенно теряют память. Мы решили оттолкнуться от этого, и вырезали из графических символов определенные элементы – по аналогии с провалами в памяти, которые испытывают пациенты.
Alzheimer Nederland
Когда вы создаете айдентику для клиента, вы думаете, что он всегда будет следовать вашим правилам. Вот вы придумали логотип, и там очень много правил: не трогайте логотип, не меняйте логотип, не растягивайте логотип, не ставьте логотип слева. В работе с Youth Foundation, культурным и молодежным спортивным фондом, мы работали с темой ограничений и запретов. Они собирали деньги для детей из малоимущих семей, чтобы те могли заниматься спортом или искусством. Поэтому мы хотели дать проекту больше энергии. Нужно было сделать так, чтобы логотип можно было использовать различными способами: растягивать и менять для любых средств коммуникации, интегрировать в него фотографии – играть с этим логотипом так, как захочется.
Клиент часто говорит: «Сделайте логотип, пожалуйста, размером побольше». И мы всегда боимся, что логотип будет слишком большой.
Один раз мы работали компанией, которая прокладывает огромные коммуникационные кабели под водой. Мы сделали для них айдентику и такой же гигантский логотип, как и их кабели. В итоге компания спросила: «А можно логотип поменьше?». Мы сказали: «Нет. Меньше не будет. Вы хотели большой, мы сделаем вам большой».
Dutch Railways
Когда показываешь проект онлайн, начинаешь получать самые неожиданные комментарии. «Ой, какая буква B у вас классная!», «M как будто бы стабилизирует B, не мешает ей упасть», «Ой, я смотрю на это S, и она идеальна!», «Как вы сделали такую правильную S и такую неправильную B?».
Некоторые люди думают, что сделать логотип это просто – пара-тройка дней, и готово. Нет, мы вообще-то сходим с ума, даже когда делаем самые маленькие иконки. Для каждого проекта мы создаем какое-то невероятное количество набросков.
У нас над каждым рабочим столом висит постер, большой, как дорожный знак: «Старайся больше».
Мы как-то решили, что интереснее сотрудничать с клиентом, когда мы показываем им наши наброски. Это помогает им решиться сделать что-то абсолютно новое, и часто очень неожиданное, избавиться от шаблонов.
Клиент знает свой бизнес лучше, чем дизайнер. Поэтому важно уметь слушать клиента, стараться его понять.
Dutch National Police
Когда мы выиграли тендер на создание айдентики голландской полиции, в Голландии было два типа полиции: национальная и региональная. План правительства был в том, чтобы срастить эти две полицейские службы, и сделать единую. Это была организационная реструктуризация, и, конечно же, нужно было создать некую графическую идентичность.
Про логотип голландской полиции очень часто шутят. Будто бы он выглядит, как дымящийся подгоревший тост. Но это не важно, потому что в Голландии полицию теперь узнают не благодаря логотипу, а за счет паттерна диагональных полос. И, кстати говоря, это помогло сократить количество преступлений на улице, потому что теперь вместо пяти полицейских машин повсюду достаточно одной машины – ее хорошо видно, и все сразу узнают.