Содержание статьи
Почему дизайнер должен уметь воспринимать критику?
Во-первых, потому что вы будете с ней сталкиваться независимо от вашего желания. И лучше выработать правильное к ней отношение вначале, чем бороться с внутренними последствиями или даже комплексами.
Во-вторых, критика — это всегда возможность улучшить продукт, над которым вы работаете.
Какой бывает критика?
Для начала, я бы разделил критику на «прошеную» и «непрошеную». Первую вы ищите, вторая — настигает вас в самых разных формах и проявлениях.
Вторая градация — «конструктивная» и «неконструктивная».
Если построить небольшую матрицу, то наиболее ценной будет критика, попавшая в сектор «прошеная — конструктивная».
Также, вес каждому критическому отзыву может предавать такой параметр, как экспертность критика. К примеру, отзыв опытного дизайнера важнее отзыва новичка. Или отзыв об интерфейсе сложной системы может быть ценнее, в зависимости от опыта сотрудника, который уже работал в подобных системах и знает, как устроены процессы и какие задачи должен решать такой интерфейс.
Критикуют не вас, а вашу работу.
Первое правило по восприятию критики для дизайнера — это осознание того, что критика нацелена на результат вашей работы, а не на вас лично.
В большинстве случаев, критика обезличена — те, кто критикуют ваш дизайн, могут даже не знать кто вы или как вас зовут.
А в случае, когда вы сами попросили кого-то из знакомых дать отзыв о вашем дизайне, они в меньшей степени хотят задеть ваши чувства личной обидой.
Поэтому не отождествляйте критику вашего дизайна с собой.
Критика — это боль или желание помочь
Если для «прошеной» критики главная причина, почему человек потратил своё время — это желание вам помочь, то в случае «непрошеной» критики — это чаще всего боль. Боль вызывает ощущение неудобства, сломанная привычка и другие эмоциональные факторы. И если поработать с людьми, которые испытывают боль, добившись от них конструктива, можно значительно улучшить свой результат.
Хотя, конечно же, в некоторых случаях, критика может быть вызвана желанием показаться экспертом на фоне вашей работы. Но и в этом случае можно извлечь пользу.
Как реагировать на критику?
Первое — не нужно проявлять негативных эмоций. Вспомните, что критика — это только про конкретную работу, даже если человек пишет в духе Артемия Лебедева «так верстают только мудаки» или попросту сыпет грубостями. Если вы ответите импульсивно, далее конструктива между вами и критикующим может не быть.
Второе — следует отфильтровать значимое от незначимого. Выясните проблему. Попытайтесь понять причины возникновения критики и мотивацию человека. Если критика попала в сектор «неконструктивная» задавайте открытые вопросы, чтобы перевести этот отзыв в сектор «конструктивная».
Где искать критику?
Есть несколько вариантов поиска «прошеной» критики.
- Эксперты
- Друзья и близкие
- Сайты для дизайнеров — Dribbble, Behance, Revision
- Сообщества
- Ваша команда
- Опросы пользователей
Тут я сделаю отступление про культурные отличия в критике между англоязычными и русскоязычными критиками. Англоязычные критики чаще всего более мягки в подборе выражений и стараются вначале вас похвалить, а потом указать на ошибки. Русскоязычные критики чаще всего не особо выбирают выражений, но я бы сказал «более честны» в оценках — т.е. если человек считает, что дизайн плохой, он явно об этом заявит.
Эксперты
Наиболее ценную критику можно получить от опытных дизайнеров, желательно специализирующихся на той же задаче, которую решаете вы — у шрифтовика, спрашивайте про шрифты, а у дизайнера интерфейсов — про интерфейсы.
Но эта же категория является и наиболее сложно досягаемой. Не у всех из нас есть знакомые эксперты в дизайне. И нужно понимать, что каждый человек, особенно эксперт, ценит своё время и у него должна быть мотивация прочитать ваше письмо и на него ответить.
Мой совет — пишите и спрашивайте! У всех, кто может быть полезен. Задавайте конкретные вопросы. И не нужно стесняться и бояться, что вам не ответят. Лучше это делать в виде письма на электронную почту.
Другими вариантами получить экспертное мнение являются мероприятия — митапы, портфолио-ревью, на которых присутствуют эксперты. Поэтому, желательно быть подписанным в социальных сетях на экспертов, а также следить за новостями и анонсами компаний, которые организовывают или принимают у себя различные мероприятия.
Кстати, один из неординарных способов пообщаться с экспертом — это собеседование. Вы можете откликнуться на вакансию, и если пройдёте до нужного этапа, у вас будет возможность задать свои вопросы.
Друзья и близкие
Эта категория наиболее достижима, но, порой, менее экспертна. Возможно, вы не получите совета про увеличение интерлиньяжа в своём макете, но точно можете спросить понятен и удобен ли ваш продукт. Поэтому не пренебрегайте друзьями и близкими, которые вас окружают.
Сайты для дизайнеров
На Dribbble, Behance и Revision вы можете получать критику от коллег по цеху. Не забывайте дописать призыв дать отзыв о вашей работе.
Важно помнить, что вашу работу будут оценивать разного уровня эксперты (не ленитесь сходить к ним в профиль и посмотреть на работы) и на разных площадках есть свои гласные и негласные правила и устои. А в связи с культурными особенностями, отзывы об одной работе на Dribbble и Revision могут сильно отличаться.
Сообщества
Ищите мнения людей в Slack, Facebook, Telegram и Spectrum (в конце статьи будет список сообществ, в которые я бы советовал вступить). Не ограничивайтесь только сообществами для дизайнеров. Задавайте уточняющие вопросы и дискутируйте. Это отличный способ получить отзыв о дизайне бесплатно. К сообществам я бы отнёс также любые мероприятия и встречи, на которых будут те, чьё мнение будет вам полезно. Посмотрите, что происходит в вашем городе или стране на Meetup.
Ваша команда
Если вы работаете в команде, то при правильно выстроенном процессе, получите достаточное количество критики, даже если вы в команде единственный дизайнер.
Опросы пользователей
Если вам повезло иметь пользователей, самое время задать им вопросы. Это можно сделать с помощью опросников или интервью.