Двадцать шестого сентября в Ивановском зале Российской государственной библиотеки откроется Салон высокого искусства и дизайна Le Salon. Это новая, камерного формата, ярмарка, в которой участвуют около пятнадцати галерей и ювелирных брендов из Европы, России и США. Перед открытием организатор Салона Валентина Василева рассказала ARTANDHOUSES о новом для Москвы ярмарочном формате и его преимуществах.
Содержание статьи
- 1 Вы принимали участие в организации салонов изящных искусств, которые проходили в московском «Манеже» в 2003–2007 годах. Это были довольно крупные по количеству участников события. В последние же годы вы переключились на проведение ярмарок практически бутикового формата c 10–15 участниками. Почему?
- 2 Вы уже опробовали этот формат на нескольких ювелирных салонах в Баку, а также камерном арт-салоне в Монако. Как он себя показал?
- 3 Какие у вас прогнозы на Москву?
- 4 Почему мало ювелирных брендов участвует?
- 5 По какому принципу приглашали участников?
- 6 Современности решили избежать?
Вы принимали участие в организации салонов изящных искусств, которые проходили в московском «Манеже» в 2003–2007 годах. Это были довольно крупные по количеству участников события. В последние же годы вы переключились на проведение ярмарок практически бутикового формата c 10–15 участниками. Почему?
Хочу отметить, что я была очень рада принимать участие в организации тех мероприятий. Да, действительно, был другой масштаб, хотя мы начинали тоже с небольшого салона на Пречистенке. Это был очень хороший опыт — я приобрела знания, уверенность в себе и дальше смогла работать в этой области самостоятельно.
В 2007 году я переехала в Вену и организовала свою компанию Art & Jewels of the World. И переключилась на формат, отвечающий требованиям глобального рынка искусства и драгоценностей. Художественный рынок, как и наша жизнь, стремительно меняется, и мы стараемся быстро реагировать на эти изменения — на новую политическую и экономическую реальность, новые принципы и подходы к экспонированию произведений искусства. Моя компания — как живой организм. И поскольку она создавалась во время экономического кризиса, мы прежде всего учитывали то, что примерно в последние 15 лет на международной сцене был настоящий художественный бум — новые ярмарки открывались одна за другой. То есть таких мероприятий, каким был салон в Москве тогда, было очень много, фактически в каждом большом городе. И чтобы не повторяться, обратить внимание на что-то новое и концептуальное, надо было предложить новый формат.
Мы придумали выставки более камерные, с тщательным отбором участников и произведений, поменяли дизайн и презентацию на более удобную и в некотором смысле уютную. Сделали мероприятия такими, чтобы посетители спокойно, в эксклюзивной обстановке смогли увидеть произведения искусства, оценить, сравнить, взвесить, посоветоваться со своими консультантами.
Вы уже опробовали этот формат на нескольких ювелирных салонах в Баку, а также камерном арт-салоне в Монако. Как он себя показал?
Камерный формат понравился не только нам, как небольшой компании-организатору, но и нашим гостям, которые там побывали. Галеристам и ювелирам очень легко в таких условиях получить расположение клиентов, а коллекционерам было комфортно в приватной обстановке общаться с профессионалами.
В Баку мы начали в 2013 году, причем этот город был выбран отчасти случайно — в то время полным ходом шла подготовка к Евровидению, и мы впечатлились ее уровнем. И решили, что на волне международного интереса стоит попробовать открыть там первый международный салон.
Проанализировав местную конъюнктуру, поняли, что интереснее всего в данный момент показывать ювелирное искусство, и привезли около пятнадцати ведущих компаний, таких как Graff, De Beers, Moussaieff, David Morris, Adler и другие. Для нас это был успех — практически все марки открыли свои ювелирные салоны в городе в течение последующих шести месяцев. То есть можно сказать, что это было мероприятие не только B2C, но и B2B. И вот уже шесть лет мы развиваем там это направление. Потихоньку пробуем интегрировать туда и избранные художественные галереи. Так что нашу концепцию «collectors show» считаем правильной.
Какие у вас прогнозы на Москву?
В Москве сейчас нет международного салона изящных искусств, а мы считаем, что он должен быть, как в любом другом городе мира. И на этом этапе, как подсказывает нам ситуация, лучше начать с небольшого формата, увидеть реакцию местной публики.
Москва сильно поменялась с момента последних салонов середины 2000-х, какими я их помню. Совершенно новая среда — остались старые коллекционеры, но появилось много новых. Так что мы решили рискнуть и сделать первый шаг. У нас давние хорошие отношения с французскими дилерами, и они готовы рискнуть вместе с нами и отметить новый салон на мировой карте культурных событий.
Мы хотим создать уникальную атмосферу в самом центре Москвы, в Ивановском зале, рядом с Домом Пашкова, чтобы галеристы вместе с дизайнерами и ювелирами объединились в едином пространстве, показывая богатство и разнообразие высокого искусства.
Почему мало ювелирных брендов участвует?
С одной стороны, в Москве уже многие бренды имеют собственные представительства, и им не надо участвовать в салоне. С другой — многие не представленные в России дизайнеры хотели участвовать, но возникал вопрос с датами проведения. Дело в том, что мы остановились на датах 26–30 сентября. Но для ювелиров это не очень хороший период: существуют такие же ярмарки в других странах, в которых они традиционно участвуют, а менять расписание они уже не могли. По результатам первого салона, я думаю, мы рассмотрим новые даты, удобные для всех. Обязательно привезем в следующий раз разнообразные ювелирные бренды.
По какому принципу приглашали участников?
Между собой мы называли концепцию выставки «art showcase». Мы хотим показать, как в едином пространстве сочетаются импрессионисты и модернисты, старые мастера, произведения дизайна и мебель разных эпох, объекты ар-нуво и ар-деко. Плюс ювелирные украшения. Мы создаем для участников практически единое пространство, отчасти кураторский выставочный проект, где не будет привычных перегородок или стендов для каждой галереи.
Для трех галерей, например, концепцию совместной выставки придумал знаменитый декоратор Рене Бушара, смешав искусство и дизайн разных стран и эпох. Также мы не хотели, чтобы ювелирные бренды стояли статичными экспонентами с традиционными витринами, поэтому мы их тоже очень интересно интегрируем в экспозицию.
Современности решили избежать?
Просто нет места! Но у нас будет немного современного искусства из России — его представит парижская Galerie Stanislas Bourgain, которая работает с российскими художниками, и 28 сентября днем состоится дискуссия на тему того, как на Западе воспринимают современное русское искусство. Helmut Koller Studio представит яркий проект австрийского художника Хельмута Коллера.Также мы пригласили ювелира Ильгиза Фазулзянова, чья выставка недавно была в Кремле. Ведь невозможно проводить ярмарку в Москве без русских участников!