Технологии и практики, которые влияют на пользовательский опыт, постоянно меняются — и вам никогда не будет скучно, если вы выберете карьеру в UX.
Допустим, вы решили сменить карьеру и пойти в UX-дизайн. Первый шаг — откликнуться на вакансию, так? Но разнообразие и количество вакансий и ролей в UX могут легко запутать любого. Например, в чём разница между UX-дизайнером и продуктовым дизайнером? Стоит ли откликаться на вакансию контент-стратега — они ведь работают с юзер флоу и интерфейсами? И кто такой UX-инженер — дизайнер, разработчик или и тот, и другой?
В UX нет окончательной таксономии ролей и обязанностей, но можно ориентироваться по общим категориям, чтобы понять, что лучше подойдёт именно вам.
Содержание статьи
- 1 Позиция UX/UI-дизайнера — отличный вариант для старта
- 2 Продуктовый дизайн — распространённая альтернатива
- 3 Если вы действительно любите UI-дизайн, станьте визуальным дизайнером
- 4 UX-исследования — ваша стезя, если вы хотите понимать людей
- 5 Контент-стратег или UX-копирайтер: возможно, эти роли для вас, если вы любите писать
- 6 Если вы умеете кодить, становитесь UX-инженером
- 7 Вывод
Позиция UX/UI-дизайнера — отличный вариант для старта
UX/UI-дизайнеры ответственны не только за красоту, но и простоту дизайна в использовании. Такие дизайнеры — специалисты широкого профиля, задействованные во всех аспектах дизайна, при этом их основное внимание уделяется юзабилити. В крупной компании роли дизайнеров, как правило, более изолированы, поэтому среди ваших коллег могут быть UX- и UI-дизайнеры, визуальные дизайнеры, UX-исследователи и т.д. А в небольшой компании или стартапе UX/UI-дизайнером может быть один человек, отвечающий за все дизайнерские решения, буквально специалист широкого профиля.
От стажёра до middle-, UX/UI-дизайнеры, как правило, занимаются исполнением, а не стратегией. Вас ознакомят со всем процессом дизайна, но не факт, что вам нужно будет формировать стратегию или регулярно представлять результат работ заказчикам или высшему руководству. Опять же, обязанности могут быть разными, но в любом случае роль UX/UI-дизайнера — отличное место для начала карьеры в дизайне.
Продуктовый дизайн — распространённая альтернатива
Должность продуктового дизайнера часто синонимична должности UX/UI-дизайнера, и многие обязанности совпадают. Вы будете проводить исследования, продумывать персоны пользователей, создавать вайрфреймы и прототипы. Но, помимо этого, у многих продуктовых дизайнеров есть дополнительный уровень ответственности — бизнес-цели продукта, над которым они работают.
Продуктовые дизайнеры часто вносят свой вклад в роадмап продукта или функции и помогают планировать путь к успеху. Они лучше понимают, какие шаги и итерации во взаимодействии дизайнеров, разработчиков и маркетинговых команд нужно осуществить, чтобы гарантировать, что продукт будет запущен вовремя и успешно. Хотя UX/UI- и продуктовый дизайн во многом взаимозаменяемы, стоит внимательно прочитать описание вакансии, чтобы понять, действительно ли позиция подходит вашим навыкам.
Если вы действительно любите UI-дизайн, станьте визуальным дизайнером
Если вы залипаете на шрифты и цветовые палитры, вам нравится двигать элементы пиксель за пикселем влево или вправо, и вы уже кайфанули от создания своего собственного логотипа и брендинга — возможно, роль визуального дизайнера для вас. Визуальные дизайнеры — это специалисты, которым не обязательно глубоко понимать UX, чтобы стать успешными. При этом у них нередко есть опыт в UX или графическом дизайне.
Визуальный дизайнер часто является частью более крупной команды, и его основные обязанности связаны с прототипами и экранами. Вы не будете нести прямую ответственность за пользовательские исследования, составление персон или информационной архитектуры. Вместо этого большая часть вашего времени пойдёт на создание высококачественных прототипов, UI-китов и руководств по стилю (стайлгайдов), а также дизайн-спецификаций для команды разработчиков. Возможно, вы будете помогать отделу маркетинга с визуальной составляющей рекламных и промо элементов. В небольшой компании или стартапе на вас могут свалиться все дизайнерские таски — и презентации, и социальные сети и, собственно, UI продукта.
UX-исследования — ваша стезя, если вы хотите понимать людей
Направление UX-исследований часто считается одним из наиболее продвинутых в сфере UX из-за огромного количества методологий, техник, подходов и разных результатов, требуемых от UX-исследователя. У многих UX-исследователей есть диплом в области взаимодействия человека и компьютера или библиотечного дела, либо традиционное научно-исследовательское или академическое образование. Выпускнику дизайн-курсов с образованием общего профиля довольно непросто конкурировать на таких условиях. Но опять же, всё зависит от размера и типа компании, а также от вашего предыдущего опыта.
Если вам действительно интересна карьера в UX-исследованиях, попробуйте начать с работы в сфере UX (скорее всего, в качестве UX/UI-дизайнера). Старайтесь привносить исследования во все свои проекты, общайтесь с коллегами, которые занимаются исследованиями, и продолжайте узнавать как можно больше о практической части профессии. Следует отметить, что UX-исследователям обычно приходится много писать, и они могут вообще не собирать вайрфреймы и не рисовать макеты. Поразмышляйте над своими сильными и слабыми сторонами, если вы хотите попробовать себя в этой стезе.
Контент-стратег или UX-копирайтер: возможно, эти роли для вас, если вы любите писать
Контент-стратеги и UX-копирайтеры, даже больше, чем UX-исследователи, отвечают за то, что дизайн поймёт и команда, и пользователи. В крупных компаниях часто есть и контент-стратеги, и UX-копирайтеры, поскольку разрабатываемые продукты и предложения сложны во многих отношениях. Контент-стратег может наметить информационную архитектуру, поработать над таксономией и разработать иерархию контента, а UX-копирайтер расскажет об этих концепциях внутренним сотрудникам и создаст вместе с дизайнерами голос бренда и гайдлайны.
В зависимости от компании может быть некоторое пересечение обязанностей с командами UX-дизайнеров, UX-исследователей и т. п., но эти роли, как правило, мало связаны с созданием дизайна как такового. Иногда контент-стратеги могут создавать вайрфреймы, а лучшие UX-копирайтеры понимают и уважают дизайн, в котором будет присутствовать их текст, но дизайн не является их основным направлением деятельности.
Если вы умеете кодить, становитесь UX-инженером
Если вы разбираетесь и в дизайне, и в вёрстке, знайте: вам обеспечено выгодное положение на рынке труда. UX-дизайнеры с навыками frontend-разработки называются UX-инженерами. Они могут проработать весь процесс UX-дизайна, а затем сверстать его в работоспособный сайт или продукт. Но на рынке не так много вакансий для UX-инженеров, где требуется мастерство исключительно в технических навыках — вам нужно одинаково хорошо владеть и дизайном, и разработкой.
Многие UX-дизайнеры изучают основы CSS и HTML, чтобы создавать лучшие макеты, но у них нет цели стать полноценным разработчиком. Стартапы часто ищут людей такого типа для запуска идеи или продукта, а узких специалистов планируют нанимать уже впоследствии. У большинства профессиональных UX-инженеров есть образование в области компьютерных наук или инженерии, и они заинтересованы в более тесном сотрудничестве с дизайнерами, чтобы гарантировать, что задуманный пользовательский опыт будет воплощён по мере создания продукта. Работа UX-инженером, безусловно, может превратиться в прибыльную карьеру, но для этого нужно дополнительное обучение и специализация.
Вывод
В UX-дизайне есть много аспектов и много путей для карьерного роста, было бы желание. Курсы UX-дизайна могут подготовить вас к началу карьеры универсального UX/UI- или продуктового дизайнера, но то, куда вы в итоге пойдёте, зависит только от вас. Технологии и практики, которые влияют на пользовательский опыт, постоянно меняются — и вам никогда не будет скучно, если вы выберете карьеру в UX.