Содержание статьи
Продолжаем серию статей про развитие компании. В этой части поговорим о работе с клиентами, образовани и внутренних проектах
Начинали с квартирника на сто человек. Теперь вторая часть лайфхаков про то, как руководителю балансировать между хаосом и порядком, чтобы получить нормальную рабочую обстановку в команде.
Напомню, что в первой части речь шла о корпоративной культуре и о том, почему важно сохранять в команде атмосферу легкого треша. Там вы можете найти факторы №0–2, а мы продолжаем по порядку.
№3: образование снизу
Поддерживать баланс творчества и бизнеса помогает грамотное сочетание теории и практики. Образовательные проекты подпитывает вашу компанию снизу. За все время существования в AIC пробовали разные форматы:
Внутренние лекции
Каждую неделю проводили лекцию для сотрудников на какую-то профессиональную тему.
Индивидуальные интенсивы
Ведущий дизайнер устраивает получасовой интенсив или мастер-класс джуниору или стажеру с глазу на глаз.
Клуб анонимных дизайнеров
Еженедельное собрание, на котором вы обсуждаете, что за неделю прошло хорошо, а что — не очень. Это знакомство с новыми дизайнерами в отделе. Для них это очень важно.
Очередное собрание Клуба в зале игровых автоматов СССР, 2016 год
Еще мы иногда используем коробку с «анонимками». Кстати, очень интересный формат. В начале недели ставится коробка с прорезью для записок. Любой дизайнер может написать свой вопрос в виде записки, но не подписать ее. Логично, что вы даете возможность команде спросить у вас самые неудобные вопросы. Анонимно.
В какой-то момент времени это давало нам потрясающий результат. Люди реально спрашивали наболевшие вопросы, о которых мы реально никогда бы не догадались!
Например:
— Можно ли организовать доставку обедов в офис?
— Что с корпоративным фитнесом?
— Когда мальчики перестанут ссать на ободок унитаза?!
— Почему если я не пью алкоголь по пятницам, на меня косо смотрят?
— Давайте купим кикер!
— Когда мы пойдем на экскурсию в другую студию?
— Кто ворует еду из холодильника и т.д.
До сих пор коробка с анонимками — отличный инструмент, чтобы проверить настроение коллектива. Потому что честно с глазу на глаз вас о таком никогда не спросят.
Вернемся к «Клубу анонимных дизайнеров». Со временем он перерос в демо.
Демо
Также проходит каждую неделю. Отличие в том, что одна рабочая группа выступает перед всей компанией. Ребята рассказывают, что сделали за неделю. Иногда на демо приезжают заказчики и рассказывают, что происходит с их проектом.
Внешние эксперты
Можно пригласить спикера со стороны, чтобы он прочитал лекцию. Часто арт-директора договариваются между собой, ездят друг к другу в гости, что-то рассказывают.
Регулярные открытые экскурсии в AIC, 2017 год
Это только примеры, новые форматы появляются регулярно. Во многом они зависят от величины компании: в маленьких студиях удобнее проводить индивидуальные ревью, в больших — общие лекции. И у всех будут какие-то свои нюансы, которые зависят от корпоративной культуры, той самой ДНК компании.
№4: образование сверху
Еще один важный образовательный формат, о котором стоит сказать отдельно — поездки за границу. Конечно, это скорее для арт-директоров и ведущих дизайнеров: съездить, перенять опыт и привнести что-то в работу своей команды.
Крупные игроки, например, Google, нас конкурентами не считают, поэтому принимают с радостью, все рассказывают и показывают. Мы были в их главном офисе в Сан-Франциско, посмотрели, как работают их дизайнеры. Также посетили Nurun — они ведут Tesla — много узнали про сервисный дизайн и трансформацию из офлайна в онлайн.
Это очень важный формат, он дает знания, которые невозможно получить у нас, и понимание того, что сейчас в топе. Но все стремительно меняется, и уже через полгода информация становится неактуальной. Поэтому раз в год стоит выезжать в Европу или Америку — посещать интересные компании и смотреть, как они работают изнутри.
В один момент мы сделали вместе с онлайн-университетом Skillbox специальный проект «Дизайн-студии Америки». Чтобы делать интервью с иностранными дизайнерами не только для себя, но и для всех остальных.
Иногда появляется возможность пригласить иностранных коллег к себе в офис, тогда послушать могут все сотрудники. Нам однажды удалось позвать Роберто Риоса из Blizzard Inc. Он рассказывал, как работает их комьюнити, как происходит общение с фанатами — всем понравилось, особенно фанатам WoW.
№5: внутренние проекты
Когда дизайнер долго занимается одним и тем же, происходит профессиональное выгорание. Например, он рисует только баннеры или постоянно работает над чем-то бесконечным — и через некоторое время его это достает. В таких случаях нужно переключиться, и очень помогают внутренние проекты.
Как я писал выше, в AIC это часто задачи вроде крутых кейсов для нашего сайта или презентаций, но бывают и масштабные проекты. Так дизайн-гайды для государственных сайтов сначала были внутренним стартапом, который в итоге переродился в большой проект.
Первые встречи с Артемом Геллером про единые стандарты для государственных сайтов, 2015 год
Инициативы стартапов время от времени возникают практически в каждой команде, и нужно стараться их поддерживать. Это время, которое вы оплачиваете себе сами, действительно мотивирует дизайнеров. Если вы пока не можете себе этого позволить, то стоит по крайней мере давать людям разные задания, потому что делать одно и то же изо дня в день невыносимо.
№6: общение с клиентами
Официальщина между клиентом и дизайн-студией портит настроение, рабочую атмосферу и результат. Когда на встречах все скованы и боятся друг друга, ничего хорошего в принципе получиться не может. Поэтому надо стремиться к неформальному общению: приглашать клиентов на демо, обсуждать все, устраивать клиентские воркшопы.
Воркшопы, кстати, работают лучше звонков по скайпу, kickoff-meeting, предстартовых встреч и всего прочего. Они помогают понять друг друга на более глубоком уровне и задают тон всему последующему общению, обе стороны как следует воодушевляются, и с проектом проблем, как правило, не возникает.
Профит
В общем, балансировать между хаосом и порядком — это довольно интересно. Главное, не останавливаться: учить, учиться, искать новые форматы для чего бы то ни было, общаться с клиентами и друг с другом.
Автор — Сергей Попков, основатель и шеф-дизайнер AIC. Оригинал был опубликован на vc.ru
Источник: сайт designpub.ru