Всех решительно приветствую! Сегодняшний мой пост посвящен общей проблеме всех людей, занятых творчеством, проблеме: как перестать воровать чужие идеи и начать генерировать свои?
Креативность — это навык мыслить нестандартно. Опираясь на него, мы проектируем товарный знак и логотип, создаем слоганы для рекламных кампаний, придумываем имена для продуктов, короче — участвуем в создание дополнительной ценности товара для того, чтобы бизнес мог его дороже продать.
Существует множество креативных технологий. Я знаю восемь, в проектировании пользуюсь — тремя. Это brainstorming, или мозговой штурм, это интеллект-карта, она же технология Тони Бьюзена, и моя собственная методика — “принудительного связывания”.
Под креативностью я понимаю в первую очередь навык графического дизайнера работать в условиях неопределенности, выполняя сложные задачи, требующие творческой импровизации и драйва.
Дизайнер с минусовой креативностью, постепенно превращается во что то на подобии «водителя мыши», в безынициативное существо, механически исполняющее команды заказчика.
«От меня ничего не зависит», «инициатива наказуема», «где привязали — там и лай»
Психологи для описания такой жизненной позиции, используют термин «выученная беспомощность». Постепенно, дизайн, который должен приносить радость, начинает дизайнера напрягать …
«Как выйти из состояния полусна и начать креативить» — это вопрос, который время от времени задают мне мои ученики, когда речь заходит об их самореализации в профессии.
И опытные проектировщики и новички знают, что креативность в графическом дизайне — это синоним успеха. Либо ты креативен и светишься всеми огоньками, как игровой автомат. В этом случае бизнес тебя ценит, хочет и щедро оплачивает твой труд. Либо ты — тусклая лампочка в подъезде, еле-еле освещающая площадку перед мусоропроводом. Тебе ничего не остаётся, как медленно выгорать, делая унылую, однотипную работу, растягивая деньги от аванса до подсчёта.
Хочу подчеркнуть, что креативность в графическом дизайне, это не столько состояние души, сколько технология. Навык управления креативностью принадлежит к высокопрофессиональным навыкам и, как любой высокопрофессиональный навык, он тренируем. На занятиях в моей онлайн школе «Айдентика» я учу именно этому. Вообще, акцент на креативности — это фишка моей программы.
Профессионально отлаженный креативный процесс выглядит следующим образом: на этапе постановки проблемы активно сознание, на этапе генерации творческой идеи — бессознательное, а отбором и проверкой правильности решения вновь занимается рациональное сознание. В процессе работы нам необходимо научиться задействовать по очереди то правое, то левое полушарие мозга, активизируя попеременно то логический, то творческий наш потенциал. “То — сердце, то — разум”, как бы выразился поэт. Думаете сложно?
Ещё как сложно! И сложность состоит в том, что правое полушарие мозга, отвечающее за абстрактное мышление, за образы и впечатления, у нас спит, а просыпается, как это не забавно звучит, только во сне. Большую часть своей жизни мы проводим с подключённым левым полушарием, которое отвечает за всё конкретное и рациональное. Креативность же требует попеременного использования то правой, то левой половинки мозга и это принципиально важно.
Полагаю, что вы слышали, или читали про то, что наилучшим образом творческие задачи решаются при помощи коллективного мозгового штурма (Brainstorming). Этот метод был изобретён ещё в конце 30-х годов американским рекламистом Алексом Осборном.
В своей школе, я время от времени организую с молодыми дизайнерами мозговые штурмы на разные проектные темы и всякий раз результаты сильно превосходят ожидания. Но у этого мощного инструмента есть один серьёзный минус — для того, чтобы организовать мозговой штурм вам нужен не один мозг, а минимум 10. А если вы фрилансер, или работая по найму — единственный дизайнер в конторе, то brainstorming — не ваш случай.
Так как быть, как заставить свой мозг работать в режиме brainstorming при невозможности использовать синергию коллектива?
Дизайнеры постоянно ищут технологии, создают какие то собственные ритуалы, которые помогают обеспечить этот самый бинарный режим работы мозга. Кто то прикалывается на ходьбу (я писал в Дизайн Кабаке о креативной ходьбе раньше) кому то нравится горячий душ, кому то даже удаётся задействовать творческий ресурсы мозга в моменты тонкого сна, во время пробуждения, кто то экспериментирует с алкоголем, кто то с фармакологией…
Сегодня я хочу предложить вам выполнить несколько упражнений, которые помогут вам нащупать ту грань в вашем воображении, где заканчивается обыденное и банальное и где начинается по-настоящему креативное.
Ну что, готовы?
Разминочка: Возьмите любой предмет, визуализируйте его в своем воображении, к примеру «лыжи». Найдите 10 описательных прилагательных, органичных этому предмету: модные, дорогие, горные, детские и т.д . Готово? Теперь придумайте еще 10 прилагательных, которые абсолютно не подходят для описания «лыж». Например: «обезжиренные», или «застенчивые»… Попробуйте. Обнаружите, что выполнить это задание не так уж и легко. Покопайтесь в своём восприятии и найдите нужные слова. Слова оформите в виде списка.
Теперь немного порисуем. Всем нам известен символ несчастной любви. Это очень узнаваемое изображения сердечка, пронзённого стрелой. Иногда, для усиления месседжа, ещё дорисовывают капли крови, стекающие с наконечника стрелы. Вспомнили?
А теперь главное задание: придумайте и изобразите символы любви: крепкой, вечной, сильной, духовной, извращённой и какой то своей, личной (к черешне, к дизайну, к деньгам и т.д.) В результате должно получиться 6 иконок.
Рисуйте как можно проще, не пользуйтесь цветом, изображение должно быть чёрно-белым без объёма. В работе используйте маркер или линер.
Покажите работы друзьям. Смогут они расшифровать ваши визуальные высказывания? Все 6, или только 4, или 2? Если друзья расшифровали все 6 — вы большой молодец и я снимаю перед вами шляпу.