Новички на бирже сталкиваются с проблемой: сколько отзывы на проекты не оставляй, а все заказчики портфолио просят. Получается замкнутый круг: без портфолио нет проектов, а без проектов нет портфолио.
Где взять работы для портфолио, по какому принципу их отбирать, и как оформить на бирже — рассмотрим в этой статье. Плюс в конце будут примеры оформления портфолио на бирже Freelance.Ru.
Советы по наполнению портфолио
Разберемся, где можно взять работы, какие из них добавить в портфолио, а какие – не стоит.
С самого начала я бы рекомендовала сделать самое главное: определиться не только с родом деятельности (хотя и с этим часто у новичков бывают проблемы, они хотят делать все и сразу), но и с нишей. О чем я говорю: если вы копирайтер, например, выберите одну-две темы, в которых вы разбираетесь лучше всего. Пишите тексты на эту тему. Это и есть ваша ниша. Если вы дизайнер, тоже выберите одну-две специализации: логотипы и фирменный стиль; дизайн упаковки или веб дизайн.
Теперь вам будет проще заполнить портфолио: вы будете знать, что конкретно вам нужно подготовить. Например, пять разных логотипов: для начала вполне сойдет.
1. Где взять работы для портфолио?
Этот вопрос чаще всего задают новички. На самом деле даже без реального проекта найти работы для портфолио просто. Но вы можете:
— обратиться к знакомым, друзьям с просьбой придумать вам задание. Выполните его – и будет вам работа в портфолио.
— обратиться в сообщества для бизнесменов и предложить свою помощь. Напишите как есть – что вы новичок и вам нужна работа для портфолио, можете сделать за символичную плату то и то. Поверьте, любителей дешевого среди бизнесменов хватает. И еще – так вы сможете не только работу в портфолио получить, но и первые заказы.
— принять участие во фриланс-баттле. Тут много заданий, успевай только придумывать свой креатив. Тем более есть возможность еще и заработать, и поучиться у других.
— придумать задание себе самому и выполнить его в свое удовольствие, по принципу «я художник, я так вижу».
2. Сколько работ должно быть в портфолио?
Как минимум – пять. Это число может удовлетворить большинство заказчиков. Но учтите: работы должны быть достойными, самыми лучшими. Пусть лучше их будет меньше, чем много, но средних или плохих. Продемонстрируйте в портфолио свои самые лучшие умения и навыки.
Если вы добавите посредственную работу (даже всего одну), поверьте, именно по ней ваши умения и оценят. Она испортит впечатление о вас напрочь.
На бирже Freelance.Ru вы можете выбрать три лучшие работы, которые будут выводиться выше всех, и будут видны в ваших отзывах на проекты. Постарайтесь добавить туда лучшее из лучшего.
Кто-то добавляет вместо своих работ тизеры с предложениями. Интересный ход, но мне лично нравится когда тут реально работы, а не «качественно-дешево-быстро».
Вот здесь круто сделано: и примеры, и перечень выполняемых работ:
3. Как оформить портфолио?
Портфолио должно быть:
— аккуратным;
— с привлекательными превью:
— с описанием каждой работы. Напишите, для кого вы выполняли заказ (название фирмы можно не указывать), как долго делали. Почему именно такое решение, чем вы руководствовались. Такое пояснение расскажет о вас и вашем подходе к работе намного больше, чем сам пример.
Например, вот работа в портфолио веб-разработчика. Настоящий мини-кейс, в котором подробно расписана работа над проектом:
4. Как оформить портфолио, если ты – копирайтер?
Это сложно, потому что текст – это не картинка, которую можно красиво представить. Да и большинство копирайтеров не настолько хорошо работают с графическими редакторами, чтобы сваять из текста красивое превью. Есть с портфолио еще одна сложность: выкладывать текст нельзя, иначе у клиента упадет уникальность. Что же делать?
1. Можно подобрать картинку-превью по теме текста. В самом портфолио написать описание-кейс и дать ссылку на страницу, где текст размещен.
2. Сделать скриншоты страниц со своими текстами.
3. Залить текст куда-то на Google-диск и расшарить ссылку.
Лично я склоняюсь к первым двум вариантам. Вот портфолио, оформленное в виде скриншотов сайтов:
Можно прочесть и оценить уровень автора. А то, что текст уже опубликован и работает, поднимает доверие к нему (значит, уже есть опыт успешного сотрудничества).
Примеры для вдохновения
Фрилансеры – народ творческий, и многие подходят к оформлению портфолио с долей креатива. Подкидываю вам парочку примеров для вдохновения.
Например, здесь все логотипы оформлены в одном стиле и на одинаковом фоне. Очень аккуратно (хотя кому-то может показаться однообразно):
Портфолио веб-дизайнера:
Портфолио специалиста по настройке контекстной рекламы:
Надеюсь, эти примеры подскажут вам как оформить собственное портфолио.
Удачи вам и побольше заказчиков!
С сайта freelance.today