У каждого дизайнера есть/был клиент, который в штыки воспринимает конструктивную критику и предложения. Если нет, то вы скорее всего очень мало в профессии. Как работать с такими людьми и как не делать то, что не нравится? На этот вопрос я и постараюсь ответить.
Начнем с того кто я и почему решил поделиться опытом. На момент написания статьи я имею больше 3 лет опыта в веб дизайне, до этого был граф дизайнером около 4 лет. И поверьте мне, я знаю многое о неадекватных заказчиках и рассказываю вам лишь о тех методиках, которые применял.
В самом начале необходимо самому быть уверенным, что вы выполнили свою работу качественно (задали все необходимые вопросы, ознакомились с целевой и т.д.). Если вы не уверены, то лучше еще раз уточните все интересующие вас вопросы перед презентацией. Такой шаг поможет чувствовать себя более уверенным, быть во всеоружии, об этом далее.
И важная ремарка: часто комментарии заказчика могут быть крайне полезны всему проекту в целом, потому как человек дольше вашего находится в этой сфере и лучше знаком со своей клиентурой. Всегда необходимо каждый комментарий заказчика оценивать с точки зрения конечного потребителя.
Первый шаг к успеху — выберите стратегию своих действий.
Возможно, вы даже не даете заказчику возможности быть адекватным в совместной работе. Я бы начинал с самых лайтовых шагов. Один из них — утвердительная аргументация. Вы вооружаетесь аргументами в свой патронташ и идете на битву. У вас есть обоснованный ответ на каждый вопрос заказчика про все элементы на вашем макете (почему используете такой подход, почему именно такой цвет). Если должной аргументации нет, то стоит продумать каждый элемент для качественного выполнения работы в первую очередь. На этом этапе вы должны все продумать до мелочей, но бывает этого мало. Клиент может игнорировать ваши аргументы и предлагать дикие вещи (например, давайте сделаем сайт ярко-розовым, потому что так нравится моей дочери), на которые нет конкретного ответа (на самом деле есть).
Шаг второй — оперируйте целевой аудиторией.
Если вы все детально изучили, уже знаете потребности целевой, с вами будет тяжело спорить. На каждое неадекватное предложение заказчика попытайтесь посмотреть со стороны клиента. Выдайте ему фидбэк по его идее, подкрепляя это все портретом ЦА, это будет более весомо, чем обычное мнение дизайнера. Вы всегда можете предложить проверить его и ваше предложение и замерить результаты с помощью метрик. Главное — знать по чему мерить. Важно, чтобы эти значения были равноценны вне зависимости от дизайна. Пусть аналитика вас рассудит.
Вы делаете 2 версии обсуждаемой части макета и проводите A/B тестирование. В интернете достаточно расписанных подходов как его проводить, не проблема их найти.
Шаг третий — объясните клиенту, что вы не хотите навредить его бизнесу, что у вас одинаковая задача.
Вы выдвинули гипотезу и сделали дизайн с учетом общей цели, исходя из мировых практик, прежнего опыта, опроса ЦА, анализа конкурентов, и вы уверены в правильности своих решений и убеждений. Попытайтесь донести клиенту, что он обратился к вам как к специалисту, а не инструменту, который бездумно делает свою работу.
Шаг четвертый — сделайте несколько версий: как видит клиент и как предлагаете вы.
Очень круто, если вы доработаете идею клиента (на первый взгляд нелепую), и ваш дизайн сохранит ваше понимание качества и будет выполнять свою задачу. Попробуйте понять, почему заказчик так настаивает на своей идее, чего он хотел бы добиться с ее помощью. Возможно, ему можно предложить какие-нибудь альтернативы, которые будут лучше выполнять поставленные им цели.
Потрачено — что делать, если вы перепробовали все, но это не дало результата?
Когда проект зашёл слишком далеко и у меня уже нет возможности от него отказаться, я делаю так, как просит клиент. Но свою версию я оставляю для портфолио, что и вам советую. На самом деле очень важно сделать продукт с вашим видением, чтобы в конечном итоге у вас попросту не пропала мотивация вообще работать в этой сфере. После можно собрать свою локальную фокус-группу, провести тестирование 2 версий и выявить какая из них будет лучше. Таким образом вы сможете, проанализировав результаты, сделать выводы и набраться незаменимого опыта.
Надеюсь все вышесказанное вам поможет, хлопки и комментарии приветствуются