Пожалуй, у каждого фрилансера есть одна-две страшилки (или больше) о том, как его обманул клиент, отказавшийся платить.
Как только это произойдет, вы уже ничего не сможете поделать. Это неприятно, но это чистая правда.
Если вы не позаботились о договоре или четком процессе оплаты в самом начале, в большинстве случаев вам просто придется принять как данность то, что случилось. Вы не можете подать в суд на кого-либо без юридически обязывающего документа, поэтому единственное, что вы можете сделать, это умолять, приставать, угрожать или попробовать что-то, возможно, незаконное, например, отключить сайт, изменив код или размножить в блогах и соцсетях написанный текст, тем самым, лишив его уникальности.
Так или иначе, не самая радужная картина.
Содержание статьи
Вас надули – что теперь?
Вы, вероятно, захотите ударить меня за такие слова, но я все равно скажу это: предлагаю извлечь уроки из своей ошибки и подготовиться к тому, чтобы в следующий раз сделать все лучше. Мне кажется, я превращаюсь в агонизирующую тетку фриланс-сообщества: «Учитесь на своих ошибках!», «Копейка рубль бережет!», «Не ешь десерт вилкой для салата — ты что, варвар какой?».
Но на самом деле зачастую это единственное, что вы можете сделать, если окажетесь в неудачной финансовой ситуации с клиентом. Возможно, вы не можете позволить себе нанять адвоката или агентство по взысканию долгов, чтобы получить свои деньги обратно от мошенников, которые обманули вас (хотя, если вы можете, это станет хорошим решением вроде, «последней капли» для действительно упрямого клиента). После того, как вы возмущенно потопаете ногами, размахивая руками перед котом или второй половинкой, пришло время составить план Б.
Оборотная сторона работы с нерадивыми клиентами заключается в том, что всегда будет следующий раз. И что вы должны сделать в первую очередь со своим следующим клиентом? Провести переговоры. Есть много полезных материалов, если вам нужны некоторые советы о том, как вести переговоры о клиентском контракте, например, как этот.
Но поскольку в последнее время получение оплаты стало для вас проблемой, я бы начала с получения авансового платежа, в идеале 50%, если это возможно. Да, это может быть неудобно и требует некоторых навыков ведения переговоров. Но разве небольшая неловкость хуже, чем снова оказаться обманутым? Я думаю, что предпочтительнее, чем позволить кому-то избежать наказания за непрофессиональность и жестокость по отношению к вам.
Хорошо выбирайте клиентов — я серьезно!
Вы должны выбирать клиентов так же тщательно, как и человека, с которым собираетесь вступить в брак. Это звучит странно, пока вы не задумаетесь об этом — вы вступаете в отношения с этим человеком. В отношениях есть правила, и каждый человек обязан четко сообщать о своих потребностях другому человеку.
Не пытайтесь превратить плохого клиента в хорошего: это никогда не сработает. Вообще. Любой клиент, проявляющий явные признаки паршивости, будет становиться все хуже и хуже по мере затягивания проекта. Вы это уже знаете. Не поступайте так по отношению к себе. Профилактика, а не лечение — вот лучший способ.
Не давайте им повода раздражаться
Давайте будем честны, фрилансеры не всегда благородные воины правды, на которых постоянно нападают большие, плохие клиенты, стремящиеся обокрасть их. Я знаю, потому что сама фрилансер и общаюсь с другими фрилансерами. Редко есть оправдание неуплате, но иногда поведение исполнителя может заставить клиента отчаянно искать его.
Что я имею в виду? Довольно часто исполнители, что решение конкретного клиента или просьбы приходит из ниоткуда, когда на самом деле фрилансер просто не слушал своего клиента.
Я обещаю, что не собираюсь нападать на фрилансеров, так как знаю, что индустрия полна трудолюбивых и честных людей, но я также натыкалась на некоторых из них, которые были просто непрофессиональны, независимо от того, как вы с ними взаимодействуете. Клиент может вовремя оплачивать работу, но иногда действительно чувствовать себя обиженным из-за отношения фрилансера.
Представьте ситуацию, в которой исполнитель решил без предупреждения отправиться в краткосрочный отпуск в самый разгар работы. Вы не можете дозвониться до него, а ваши сообщения и электронные письма встречены мертвой тишиной. На несколько дней – за неделю до срока сдачи проекта. А затем представьте, что он возвращается и ведет себя как ни в чем ни бывало. Разве это не повод разозлиться на него?
Конечно, это крайний пример, и я уверена, что никто из вас никогда не сделал бы ничего подобного. Но я хотела бы предоставить немного контекста для тех, кто, возможно, не понимает, что их действия раздражают клиента, который до сих пор казался совершенно разумным. Вероятно, самая большая проблема, с которой можно столкнуться, когда имеешь дело с некоторыми фрилансерами, заключается в том, что они слишком много обещают и недостаточно выполняют.
Слишком много уверенности
Занижение обещаний и завышение результатов. Всегда. И никогда наоборот. Я не могу сказать вам, сколько раз я сталкивалась с ситуацией, когда кто-то обещал мне, что работа будет выполнена буквально в считанные дни, а затем не просто терпели неудачу, а делали это невероятно эффектно.
Вместо обещанных мне «48 часов» или «максимум 3 дня» я ждала неделю, а иногда даже больше, прежде чем получала хоть какой-то вариант работы. Это было ужасно. В конце концов я поумнела и перестала работать с теми, кто делал невозможные заявления, потому что в 99,9% случаев люди, которые обещают вам луну, в конечном итоге не приносят ничего, кроме головной боли.
Фрилансеры, если вы делаете дико экстравагантные заявления потенциальным клиентам, вы стреляете себе в ногу. Даже если вы считаете, что данный вами период времени «разумен», обычно это не так, и вы в конечном итоге сильно недооцениваете время, которое потребуется вам для выполнения задачи. Вы просто будете привлекать к себе самых неподходящих клиентов и отгонять всех нужных.
Адекватные клиенты знают, что, если что-то звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, обычно так оно и есть. Будьте честны с собой и подумайте, сколько времени у вас уйдет на выполнение проекта. Затем умножьте это число на три. Это период времени, который вы озвучиваете своему клиенту, после чего убедитесь, что вы закончили раньше этого времени.
Вовремя, каждый раз
Ладно, пора снова переключиться в режим фрилансера. Как фрилансер, у меня никогда не было клиента, который отказывался платить мне или который ненормально задерживал оплату. Почему? Возможно, отчасти это связано с удачей — иногда проблема с оплатой действительно может выйти из-под контроля. Подобное случалось как с топовыми исполнителями, так и с новичками. В основном, однако, я считаю, что мой 100% успех оплаты обусловлен тем, что я всегда принимаю те же меры предосторожности, которые изложила вам сегодня.
Я никогда не работаю с теми, к кому отношусь скептически, и вам тоже не следует. Не стоит так отчаянно сражаться за работу, чтобы не обращать внимания на красные флаги. Составьте в своем контракте не подлежащих обсуждению правил и (это важно) придерживайтесь их, несмотря ни на что.
Неважно, ведете ли вы дела со своей бабушкой, главой государства или домашним питомцем – если какой-нибудь потенциальный клиент жалуется на правила, вежливо укажите ему на дверь. Вы достаточно много работаете, чтобы заработать. Не работайте еще усерднее только для того, чтобы положить деньги на свой банковский счет.
Всем успешной работы и творчества!
Источник