Шрифты, как и восток, дело тонкое. А иногда и ультра-тонкое. Поэтому, позвольте, я зайду немного издалека.
Хорошие шрифты всегда стоили хороших денег. Специалистов мало, спрос тоже не велик (это не товар массового потребления), отсюда и результаты:
- Art Lebedev: от 2999 ₽ за начертание на 1 год,
- Paratype + Fonts.ru: в среднем от $30 (~ 2000 ₽) за начертание,
- Type Today: в среднем от $40 (~ 2500 ₽) за начертание
- TypeType: в среднем от $15 (~ 1000 ₽) за начертание,
- и т.д.
Про MyFonts и прочие глобальные магазины я просто промолчу. Рядовому фрилансеру, который делает флаер по ~1000 ₽ за страницу, такие нагрузки на прибыль или общую стоимость проекта не по карману.
Да, если вы купите семейство начертаний или несколько шрифтов сразу, скорее всего будет скидка. Но это скидка на крыло от самолета.
Шрифты делаются долго. Везде по разному, но сроки разработки доходят до полугода на базовое начертание. Чтобы просто окупить такие затраты на человеческие ресурсы, надо поднимать цены.
Шрифтовики не хотят упускать прибыль. Каждый делает свой собственный магазин с блек джеком и спецэффектами. А в итоге ты оказываешься с веером аккаунтов, которых у тебя как у дурака фантиков. Болит не сильно, но неприятно.
Рынок монополизирован. Шрифтовое дело — это узкоспециализированное развлечение не для всех. Пяток компаний на рынке, с десяток имен отдельных личностей, все друг друга знают, сильны «связи».
Да, больше в стране и не нужно. Но это означает, что не потребитель диктует условия игры, а тусовка.
На сколько сильна корреляция между
шрифты воруют, потом что они дорогие
и
шрифты дорогие, потому что их воруют
сказать определенно — сложно. Но, очевидно, что взаимосвязь существует.
Шрифты в аренду пока еще не созрели как модель распространения. Это направление в индустрии кажется интересным. Но нужно время, чтобы все стало удобно и хорошо.
Лицензия может свести с ума. Мало кто на рынке может корректно и внятно расписать для конечного дизайнера (который и институт-то не закончил лол ок) условия использования своего шрифта.
Километры лицензионных соглашений, заимствованные у ПО, нагоняют тоску на обывателя и читать их просто не хочется. Запутаться в тонкостях права на интеллектуальную собственность еще проще:
Студия Лебедева начинала с самой простой лицензии, но со временем и у них она тоже стала усложняться.
В итоге получается то, что получается. ВК пестрит развалами ворованных копий, а культура переминается с колен на локти.
Что же остается в описанной ситуации нам, андердогам шрифтовых окраин? Что мы можем предложить рядовому дизайнеру, которому тоже надо на что-то жить и штаны покупать?
А вот что:
Выпускать шрифты как можно чаще. Как дропы в стритвире и альбомы у рэперов. Весь мир скатился в короткие сторис. Больше — значит лучше.
Устраивать коллаборации. Находить людей, кому нужен крафтовый сервис. Помогать таким же одиночкам. Укреплять горизонтальные связи.
Делать эксперименты. Когда ты никто, то ты можешь позволить себе любую ебануху. У тебя нет собственного авторитета или бизнес-плана, который висит над тобой Дамокловым мечом. Эксперимент для тебя ничего не стоит, ведь терять нечего. Так почему бы не попробовать?
Не ровняться на монополистов. За ними все равно не угнаться в одночку. Путь они делают свое дело, а ты делай свое.
Согласно этому манифесту и появился проект
Эдакие «бляцкие» шрифты для ваших макетов. Шрифтовое сопровождение всего и вся. Даже для надписи на футболке нужен шрифт.
Релизы на сайте www.fontescort.com выходят один-два раза в месяц. Это довольно большая скорость для мира шрифтов, за которую надо платить и чем-то жертвовать:
- Нет кернинга. Это не беда для опытного дизайнера. В крайнем случае можно сильно разрядить и будет прикольно. А часто нерегулярный ритм — это даже плюс.
- Не полная касса знаков. В некоторых шрифтах может не быть кириллицы или цифр. В реальном проекте это может быть как критично, так и нет. В крайнем случае можно сочетать в наборе несколько шрифтов.
- Доработка почти невозможна. Вы получаете шрифты как есть. На доработку уже выпущенных релизов или модификации по запросу просто нет времени и ресурсов. Да и делать новое всегда интереснее, чем копаться в прошлом. Хотя деды со мной могут и не согласиться.
Зато с другой стороны открывается целая поляна удовольствия.
FONT ESCORT — это:
- регулярные и частые обновления;
- бесплатные шрифты для использования в личных проектах и образовательных целях;
- все шрифтовые форматы, включая веб-версии;
- самая простая в мире лицензия на все способы использования;
- низкая стоимость для коммерческих проектов—в 10 раз меньше рынка;
- бесплатный тест-драйв;
- прямая линия с автором.
Надеюсь, что для вас эти плюсы важнее минусов. Если нет, то напишите, почему.