Здесь есть два уровня: практический и духовный. Практический — понимание работы организма и методы повышения продуктивности. Духовный — осознание цели вечерней работы. Расскажу о каждом подробнее.
Я знаю что нужно есть и пить, чтобы чувствовать себя продуктивнее. Для этого я проводил эксперимент, в рамках которого на протяжении месяца записывал все, что делал и как себя при этом чувствовал.
Например, после еды я не сяду сразу за работу, так как в это время организм занят переваривание пищи. Я сделаю паузу или немного посплю, чуть позже выпью чай или кофе. После этого у меня появится достаточно энергии, чтобы продолжить работу.
Не все задумываются о таких вещах, когда заходит речь о продуктивности. Обычно люди увлечены инструментами и техниками. Но в моей системе организации работы понимание организма играет значимую роль.
Я тренируюсь два раза в день: утром и перед вечерним блоком работы. Тренировка приводит организм в нужное состояние. Если я не потренируюсь, то буду чувствовать себя вялым.
Помимо этого, тренировки заряжают энергией. Полчаса назад ты чувствовал себя усталым из-за раннего подъема или долгой дороги с работы домой, а сейчас уже полон энергии для реализации своих идей.
Если у меня нет возможности провести полноценную тренировку, я делаю максимальное количество приседаний, отжиманий и скручиваний за несколько минут. Даже такой объем работы способен зарядить энергией.
Чаще всего я работаю спринтами по 20 минут. Паузы помогают дольше поддерживать энергию, находить новые идеи, дают глазам отдохнуть, а телу размяться (в этих паузах я всегда двигаюсь).
У меня отключены уведомления на ноутбуке, а телефон я переворачиваю экраном вниз или убираю в другую комнату. Любое уведомление может увести мысли в другую сторону и о продуктивной работе придется забыть.
Лучше всего об этом написал Кэл Ньюпорт в книге «В работу с головой». Одна из моих любимых книг.
Если у меня нет энергии, при том, что я сделал все вышеперечисленное, то я использую другой метод: визуализирую свои цели. Одна минута в таком состоянии и мотивация сразу возвращается, а усталость уходит на второй план.
Когда базовые потребности покрыты, дополнительная работа не является сильным мотиватором. От нее не зависит выживание, поэтому мозг успокаивается. А визуализируя цели, вы вспоминаете для чего нужно уделить еще час-два работе.
Но эти цели должны мотивировать. Например, цель «изучить английский» мало кого способна вдохновить, а цель «устроиться на работу за границей» — совсем другое дело.
Не получится всегда находиться в оптимальном состоянии. Нужно просто приступать к работе.
Два года назад я написал книгу, не понимая и половины того, что знаю о продуктивности сейчас. Но это не помешало мне реализовать амбициозный проект.
Еще я заметил, что ощущение усталости не всегда плохо влияет на работу. Бывало, я писал новый материал, сильно устав, но после перечитывал его свежим взглядом и понимал, что материал хорош.
Очень важно понять свой организм и выработать методы, которые помогут работать продуктивнее. Но это дело на всю жизнь. Намного важнее научиться садиться за работу в любом состоянии. Возможно, именно это качество отличает успешных людей от тех, кто только хочет стать таким.
За последние месяцы, а может и годы, не было и одного дня, когда я вместо вечерней работы решил отдохнуть. Любая попытка отдохнуть (кроме времени с близкими) приводила в тоску и мне казалось, что я трачу время впустую. Работа над интересными проектами делает мою жизнь намного интереснее. Именно поэтому по вечерам я выбираю работу.