В парижском Центре Помпиду открылась грандиозная выставка «Кубизм», настоящая энциклопедия самого радикального стиля начала ХХ века. Здесь можно увидеть не только работы ведущих художников-кубистов, но и то, что их вдохновляло. А также посмотреть на реконструкцию нескольких исторических выставок, открывших кубизм широкой публике. Более трехсот экспонатов разбиты на четырнадцать разделов, чтобы рассказать историю стиля в мельчайших подробностях.
Годом рождения кубизма считается 1907-й, когда Пабло Пикассо написал свою культовую картину «Авиньонские девицы», которая поразила своей необычностью даже ближайших соратников художника. Привычная перспектива вовсе отсутствовала, а пространство было рассечено на отдельные плоскости. Впервые изображаемый объект был показан с нескольких сторон: у одной из девиц голова изображена спереди, а тело сзади. Кроме того, обитательницы борделя с улицы Авиньон выглядели совершенными дикарками, что подчеркивала и африканская маска, которая заменила лицо одной из них. А между тем картина стала логичным завершением того, чем занимался художник до изобретения кубизма — на выставке как раз и показано, из чего вырос этот радикальный для своего времени стиль.
Африканские маски и скульптура Океании стали одним из источников вдохновения для кубистов. Пикассо и Брак были поражены искусством «примитивов», выставленных в Этнографическом музее Трокадеро. Благодаря скульптуре «дикарей» новый стиль обрел новую образность.
Но настоящим предтечей кубизма всё же считается Поль Сезанн, чей совет смотреть на натуру как на совокупность простых форм — сфер, конусов, цилиндров — кубисты восприняли даже слишком буквально. И пошли гораздо дальше.
На выставке показано, как развивался кубизм, как он менялся на протяжении десятилетия, двигаясь от анализа к синтезу. Первый период кубизма получил название аналитического. Художники раскладывали предметы на составные элементы, чтобы дать зрителю возможность увидеть предмет не с одной точки зрения, а с нескольких. Глядя на картину, зритель должен был как будто обходить предмет вокруг, рассматривая его с разных сторон.
Второй период условно был назван синтетическим. На этом этапе Пикассо и Брак не только расчленяли предметы на плоскости, чтобы затем собрать их воедино, но и начали добавлять в свои работы элементы реальности — газеты, обои, текст. Пикассо первый вводит в картину гитару из картона, изобретая ассамбляж. А вскоре рождается и кубистическая скульптура.
Целый раздел выставки посвящен последователям первых кубистов. Робер Делоне, Альбер Глез, Фернан Леже, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже выставлялись как группа на ежегодных Салонах, начиная с 1911 года, показывая лайт-версию раннего кубизма. Начиная с этого момента кубизм всё активнее двигается в сторону декоративизма, а затем и абстракции. Мрачная гамма сменилась радостным колоритом. Впрочем, большинство кубистов нового поколения впоследствии и вовсе отошли от его принципов.
Также в экспозиции представлены художники, которых кубизм вдохновил на создание собственных «модернизмов». Среди них Пит Мондриан, Казимир Малевич, Хуан Грис и даже Марсель Дюшан.
Anonymous
Masque krou, Côte d’Ivoire
n.d.
Musée des beaux-arts de Lyon, Lyon
© Lyon MBA – Photo Alain Basset
Paul Cézanne
«Portrait d’Ambroise Vollard»
1899
Petit Palais, Musée des beaux-arts de la Ville de Paris, Paris
© Petit Palais/Roger-Viollet
Georges Braque
«Grand nu»
winter 1907 – June 1908
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/G.Meguerditchian/ Dist. RMN-GP
© ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso
«Pains et compotier aux fruits sur une table»
1908 – 1909
Kunstmuseum Basel, Bâle
© Kunstmuseum Basel, photo Martin P. Bühler © Succession Picasso 2018
Georges Braque
«Broc et violon»
1909 – 1910
Kunstmuseum Basel, Bâle
© Kunstmuseum Basel, photo Martin P. Bühler
© ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso
«Portrait d’Ambroise Vollard»
winter 1909 – spring 1910
Musée d’État des beaux-arts Pouchkine, Moscou
© Musée des beaux-arts Pouchkine, Moscou/Bridgeman Images
© Succession Picasso 2018
Pablo Picasso
«Nature morte sur un piano»
summer 1911 – spring 1912
Nationalgalerie, Museum Berggruen (SMB), Berlin
Photo © BPK, Berlin, Dist. RMN-Grand Palais / Jens Ziehe
© Succession Picasso 2018
Fernand Léger
«La Noce»
1911
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/P.Migeat/Dist. RMN-GP © ADAGP, Paris 2018
Jean Metzinge
«Femme au cheval»
1912
SMK, Statens Museum for Kunst, National Gallery of Denmark, Copenhague
© SMK Photo © ADAGP, Paris 2018
Francis Picabia
«La Procession»
1912
National Gallery of Art, Washington
© National Gallery of Art, Washington © ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso
«Feuille de musique et guitare»
1912
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/Adam Rzepka/Dist. RMN-GP © Succession Picasso 2018
Georges Braque
«La Guitare Statue d’épouvante»
November 1913
Musée national Picasso, Paris
© RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris) / Droits réservés © ADAGP, Paris 2018
Pablo Picasso
«Guitare»
January – February 1914
The Museum of Modern Art, New York
© 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence
© Succession Picasso 2018
Henri Laurens
«Clown»
1915
Moderna Museet, Stockholm
© Moderna Museet / Stockholm © ADAGP, Paris 2018
Fernand Léger
«L’Escalier»
1914
Kunstmuseum Basel, Bâle
© Kunstmuseum Basel, photo Martin P. Bühler © ADAGP, Paris 2018
Juan Gris
«Poires et raisins sur une table»
fall 1913
The Leonard A. Lauder Cubist Collection
© The Metropolitan Museum of Art, New York
Pablo Picasso
«Étudiant à la pipe, Paris»
fall 1913 – before 1914
The Museum of Modern Art, New York
© 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence
© Succession Picasso 2018
Pablo Picasso
«Le Verre d’absinthe»
1914
Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte
© Fundación Almine y Bernard Ruiz-Picasso para el Arte, Photo: Éric Baudouin
© Succession Picasso 2018
Pablo Picasso
«Violon»
1915
Musée national Picasso, Paris, dation, 1979
© RMN-Grand Palais (Musée national Picasso-Paris) / Béatrice Hatala
© Succession Picasso 2018
Amedeo Modigliani
«Tête de femme»
1911–1913
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/J.Hyde/Dist. RMN-GP
Constantin Brancusi
«Cariatide-chat»
1916–1923
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/Adam Rzepka/ Dist. RMN-GP
© Succession Brancusi — All rights reserved (Adagp) 2018
Henri Laurens
«Tête»
1918–1919
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/Adam Rzepka/ Dist. RMN-GP
© ADAGP, Paris 2018
Robert Delaunay
«L’Équipe de Cardiff»
1912–1913
Musée d’art moderne de la Ville de Paris, Paris
© Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris / Roger-Viollet
Jacques Villon
«L’Atelier de mécanique»
1914
Columbus Museum of Art, Columbus
© Columbus Museum of Art, Ohio © ADAGP, Paris 2018
Kasimir Malevic
«Samovar»
1913
The Museum of Modern Art, New York
© 2018. Digital image, The Museum of Modern Art, New York/Scala, Florence
Albert Gleizes
«Portrait d’un médecin militaire»
1914
Solomon R. Guggenheim Museum, New York
© The Solomon R.Guggenheim Foundation / Art Resource, NY / Dist. RMN-Grand Palais
© ADAGP, Paris 2018
Juan Gris
«Le Petit Déjeuner»
1915
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI/ Philippe Migeat/Dist. RMN-GP
Marc Chagall
«Les Portes du cimetière»
1917
Centre Pompidou, Musée national d’art moderne, Paris
© Centre Pompidou, MNAM-CCI / Dist. RMN-GP © ADAGP, Paris 2018
Piet Mondrian
«Composition no IV / Composition 6»
1914
Collection Gemeentemuseum, La Haye,
© Gemeentemuseum, La Haye/Bridgeman Images