Статья по большей части носит личностно-эмоциональный характер. Практическая ценность минимальна, это просто история. Могу лишь надеяться, что она кого-нибудь вдохновит или вызовет теплые ностальгические чувства.
Пролог
Подумать только, еще в середине 2018 года я и представить не мог, чему посвящу 2019 и с чем начну 2020. Я был на перепутье и только искал себя. Со школьной скамьи и до окончания студенческих лет увлекался музыкой, был гитаристом в группе. Кое-где выступали и записали мини-альбом, а затем как-то угасло. Это было весело, но только в качестве хобби. В 2017 и первой четверти 2018 я попробовал себя в разработке игр. Даже собрал команду из четырех человек, с которой за пару месяцев сделали небольшую аркаду. До сих пор ею горжусь, если честно. Я отвечал за геймплей, код и сюжет, а знакомым отдал графику, потому что был бесконечно далек от всего, что касалось какой-либо визуализации. Позже попробовал себя в сценарной деятельности, начинал писать книгу и нашел заказ на фрилансе, поработал над репликами персонажей и описаниями игровых предметов. Но я себя в этом также не увидел.
Понимаете, я человек в каком-то смысле тщеславный: всегда мечтал оставить свое профессиональное наследие. Что-то, что будет важно, интересно и полезно людям, пусть даже они не будут знать имени создателя. Немаловажной потребностью было называться специалистом в какой-либо прикладной отрасли. Что-то, что я буду производить своими руками при активном участии мозгов.
Все началось приблизительно в апреле или мае 2018. Я устроился на работу в одну крупную телеком-компанию. Работа чисто офисная: отчет-контроль-отчет. Свои обязанности я выполнял на совесть, хотя довольно быстро понял, что не хочу этим заниматься в долгосрочной перспективе. Помню примерно в те же месяцы разговор с мамой в духе “А ты не хотел бы попробовать себя в веб-дизайне?”, на что я ответил: “Веб-дизайнеры? Это вроде ребята, которые сайты рисуют и программируют? Хорошо, посмотрю.” Именно мой первый интерес стал точкой невозврата. Я оказался Алисой, которая сначала заглянула в кроличью нору, а затем провалилась туда. Профессия удовлетворяла всем моим критериям: я мог оставить наследие, а плодами моих трудов будут пользоваться люди. Хорошо помню биение сердца и лихорадочные мысли: “Вот оно! Вот то, что ты искал!” Я понял, что выбор профессии сделан. Очередь за первыми шагами.
Обучение
Разумеется, сперва я хотел научиться. С первого же запроса “веб-дизайн обучение” гугл выложил мне огромное количество онлайн-школ, частников и прочих инфоцыган. Такой простор в выборе ничуть не облегчал задачу. О самых крупных онлайн-школах ходили смешанные отзывы, от восторженных до абсолютно разгромных. Осложнялось и тем, что я не мог позволить себе отдать 100–150 тысяч за курс, да и не верил я тогда в хорошее качество онлайн-обучения. Частникам тоже не доверял, особенно тем, которые не спешат показывать свое портфолио, прикрываясь отзывами учеников.
Вспомнился тот самый разговор с мамой. Тогда же она упомянула какую-то школу в Нижнем Новгороде. Так я вышел на Приволжскую Медиашколу, куда, недолго думая, записался. Достойных альтернатив на тот момент я так и не нашел, а важными преимуществами школы выступили сравнительно невысокая цена обучения (скупой, как известно, заплатит дважды) и возможность очной коммуникации с преподавателями.
В тексте выше все к этому сводится, но я бы хотел акцентировать внимание на одном моменте. До начала обучения я не имел ни малейшего представления о дизайне. В свои на тот момент 23 года никогда не открывал фотошоп или иллюстратор, а навыки рисования остановились на уровне трехлетнего ребенка. Я никогда раньше не отличал удобный сайт от неудобного, потому что сказал бы себе: “Наверно это ты тупой, программисты лучше знают как на их сайте что должно работать и выглядеть”, классный логотип от безвкусного и так далее. Я рос и развивался в любые другие стороны, но визуальную составляющую окружающего мира упорно игнорировал, и сейчас мой бэкграунд играет со мной злую шутку. Проблема действительно фундаментальна для любого дизайнера — у меня не было чувства вкуса. Спойлер: его толком нет до сих пор, и это очень прочная палка в моих колесах.
В октябре 2018 началось обучение. Думаю, не стоит говорить, как много я узнавал каждый день, все происходящее на экранах у преподавателей казалось магией, не иначе. Занятия проводились три раза в неделю: два по будням вечером и один на выходных, по три часа. Постоянные домашние задания с обратной связью. Тут я бы выделил первый минус обучения — на разбор домашних заданий уходило много времени. Безусловно, разбор ошибок необходим для развития, но при этом на новый материал оставалось иной раз совсем немного времени.
Программа будто бы пыталась охватить собой все. За семь-восемь месяцев обучения помимо непосредственно веб-дизайна мы поверхностно знакомились с графическим дизайном. На занятиях по композиции вырезали из бумаги и клеили абстрактные формы. Несколько занятий прошло по маркетингу и психологии восприятия рекламы. Изучали основы верстки. Полезные знания, но, на мой взгляд, программа требовала существенных улучшений. За те часы, что мы потратили на вышеперечисленное (за исключением, разве что, верстки), мы не познакомились со смежными дисциплинами, а лишь поверхностно их затронули, без какой-либо прикладной в дальнейшем пользы. Эти часы было бы лучше отправить в занятия, прямо относящиеся к веб-дизайну. Не покидало ощущение, что программа составлялась больше для группы графического дизайна, а потом уже дополнительно модернизировалась для нас.
Свой первый лендинг я сделал в январе 2019. Это был сайт для продажи живых новогодних елок в рамках учебной программы. Впервые я имел дело с процессом создания из белого артборда полноценного макета. Все оказалось еще интереснее, чем я себе представлял. Собирать рефы, искать подходящие иллюстрации, иконки, шрифты, работать с сеткой и отступами, создавать текстовые и цветовые стили, продумывать логику размещения контента — весь процесс произвел в моей голове настоящий фурор.
К концу января-началу февраля 2019 я стал понимать, что мне не достаточно той информации, что дает школа. Я купил еще несколько курсов по тем дисциплинам, где считал свои знания особенно проседающими. Например, плохо ладилось и с фотошопом, и с иллюстратором. Как показала дальнейшая практика, я нарвался на самых настоящих инфоцыган. А что еще можно сказать про Квалифицированного-Преподавателя-От-Adobe, который учит выделять объекты на картинке только волшебной палочкой, ни словом не упоминая перо? Однако я совру, если скажу, что знания с тех курсов оказались совсем бесполезными. Как минимум, я наконец-то разобрался с интерфейсом и понял принцип работы многих инструментов. Мораль проста: тщательно, очень тщательно следует выбирать курсы. Независимо от их стоимости, высокая цена вовсе не означает высокое качество.
Примерно в то же время я начал открывать для себя дизайнерское сообщество. Стал все чаще заглядывать на Медиум, Дизайн-кабак и Ux.Pub, пока это не переросло в ежедневную привычку. Знакомился с мнениями, различными взглядами на нашу профессию. От историй начинающих дизайнеров до гайдов устоявшихся профессионалов — мне было интересно все. Я грезил о работе в студии, о возможности перенимать опыт у более мастеровитых коллег. Мечтал создавать отличные сайты или приложения, которые будут важны нашим пользователям.
Помню, как тогда у меня произошел упадок мотивации. Я читал людей, которые с детства рисуют, с ранних лет занимаются дизайном. Мне же почти исполнилось 24, а я только начал. Не слишком ли поздно? Есть ли у меня шанс среди таких профессионалов? Ведь нужны годы, чтобы только приблизиться к их уровню. Спасением для моей мотивации, и, возможно, всей остальной карьеры стали два дизайнера. Первый — Илья Сидоренко. Его статьи о сути профессии и мотивации я начинал читать на хабре, а позже с удовольствием прочел его книгу. Главный посыл Ильи, который я перенял и хорошо усвоил, крайне прост: успех в любом деле не заставит себя ждать, если постоянно практиковаться, даже когда кажется, что ничего не получится. Чем дольше ты участвуешь в игре, тем выше шанс на победу. Вторым повлиявшим на меня человеком стал Евгений Егоров. Своим примером он наглядно показал, что и позже, чем в мои 24 начинать не поздно. Никогда не поздно, все дело в желании и заинтересованности. Казалось бы, самые банальные умозаключения, но мне на тот момент было важно получить подобный импульс.
В марте я взял отпуск, который посвятил учебе. Прокачивал навыки в фигме, где перерисовал два интернет-магазина. Чисто объективно эти работы хромали на обе ноги так, как хромают работы человека с трехмесячным опытом. Но, занимаясь редизайном тех двух сайтов, я был совершенно счастлив. Две недели отпуска пролетели так, будто их и не было.
В апреле я предпринял первую попытку трудоустройства, но более подробно об этом я напишу в следующей статье. Пока лишь отмечу, что попытка оказалась неудачная. На несколько дней я впал в апатию из-за негативного опыта, но вскоре осознал, что все только начинается. Главное — не опускать руки и сделать выводы из тех ошибок, что я допустил при собеседовании.
В мае и июне я готовился к защите дипломной работы. Проект у группы был общий: дизайн сайта для магазина эксклюзивного алкоголя. Продавать алкоголь напрямую в сети незаконно, а потому нашей задачей было выяснить, как это делают другие подобные магазины и придумать наилучшее решение. Параллельно подготовке к дипломной работе я продолжал прокачиваться по модели “сам себе заказчик — сам себе исполнитель”. С того времени меня очень вдохновляла отрасль дизайнера интерфейсов, и я поставил себе задачу спроектировать сервис, по возможности опираясь на исследования, которые предстояло провести. Первым опытом подобной деятельности стал сервис CompStuff — мобильное приложение, отслеживающее стоимость компьютерных комплектующих а-ля Яндекс.Маркет. Также сервис имел свой конструктор ПК, который подсказывал пользователю, если он ошибся при подборе комплектующих. Не думаю, что здесь имеет смысл описывать весь процесс создания сервиса, проект до сих пор лежит в моем портфолио. При желании можете ознакомиться: https://www.behance.net/gallery/82863495/CompStuff-Mobile-App-helper-with-building-your-own-PC
Итак, в конце июня я защитил дипломную работу, после чего школа направила на долгожданную стажировку в одну нижегородскую студию. Я собирался брать отпуск для стажировки, мне представлялось, что я буду приходить в студию и выполнять задачи, познакомлюсь со штатными дизайнерами. Я даже приготовил список вопросов, которыми надеялся засыпать практикующих специалистов. На деле все оказалось проще: я и еще несколько учеников Медиашколы из группы графического дизайна приходили в обеденное время в понедельник, получали задачу и возвращались в следующий понедельник с результатом.
Нашим заданием на стажировке был логотип и дизайн главной страницы сайта вымышленного туроператора. Уклон в проверке работ был смещен в сторону специализации. На мой логотип смотрели сквозь пальцы, но со всей строгостью оценивали страницу сайта. Я решил проявить инициативу и, помимо десктопной версии, сделал мобильную. Это оценили, но и правок по результатам первого просмотра работы нужно было вносить больше.
Трудно переоценить пользу от тех трех часов, что я суммарно провел в студии на стажировке, общаясь с руководителем и дизайнером, обсуждая мою работу. Я даже надеялся на то, что меня пригласят в штат, но допустил ошибку. Будучи крайне заинтересованным в трудоустройстве, я никак не дал этого понять руководителю студии или дизайнеру. Мы легко нашли общий язык, и я посчитал, что этого было достаточно.
Следующий шаг после стажировки давно был продуман: сделать несколько проектов в портфолио, а затем приступить к поиску работы. Предыдущее предложение могло бы стать сочинением на тему “Как я провел лето”. Днем работал, по вечерам и выходным занимался проектами для портфолио. Здесь я бы хотел поблагодарить своих близких за веру в меня. Это кажется вполне очевидным, но поддержка ближайшего окружения действительно важна. Особенно когда не удается уделять им столько времени, сколько они заслуживают.
Не исключался вариант, что в Нижнем Новгороде работу в студии быстро найти не получится. Альтернативы такому развитию событий представлялось две. Первая — если не получается сменить работу до начала зимы, я расширяю область поиска до Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, это не панацея. В больших городах больше возможностей трудоустройства, но и выше конкуренция за место среди соискателей. Вторая альтернатива — уволиться и пойти на фриланс, попытать себя там. Такой расклад событий устраивал меньше всего. Я не видел ничего хорошего в том, что работы настолько малоопытного дизайнера будут наводнять интернет. Моей мечтой оставалось трудоустройство в студию, именно там я видел больше всего возможностей для профессионального развития.
Здесь я вынужден резко остановиться. Все, что произошло дальше, уже относится ко второму эпизоду, где я расскажу о своих первых карьерных шагах.
Всем большое спасибо за внимание.
Исповедь дизайнера-годовасика. Эпизод 1: Первые шаги was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.