Выставка «Контуры глобальной эпохи», которая открывается в московском Музее архитектуры имени Щусева 14 сентября, показывает известного художника, создателя большого стиля советской эпохи Александра Дейнеку с «непарадной» стороны — разнообразные мотивы его творчества представлены в виде графических эскизов и зарисовок.
Большую часть работ для экспозиции предоставила галерея «Диалог» и ее владелец Михаил Прозоров. Все они происходят из семьи художника и после его смерти хранились у вдовы Дейнеки. По паре значимых работ выдали из своих фондов Третьяковская галерея и Пушкинский музей. Требующие особых условий хранения и экспонирования, все они редко демонстрируются на выставках. А семейный архив и вовсе впервые открыт для широкой публики в таком объеме.
С середины 1920-х годов, отучившись на полиграфическом отделении ВХУТЕМАСа у блестящего графика Владимира Фаворского, Дейнека становится одной из наиболее крупных и заметных фигур советской художественной сцены. Он пишет монументальные полотна на актуальные сюжеты, вроде «Обороны Петрограда», и более камерные лирические работы, много внимания уделяет теме авиации и спорта, придумывает политические плакаты и во время войны сотрудничает с «Окнами ТАСС». Наконец, работает над монументальными проектами — эскизами панно и мозаик для новой советской архитектуры.
Выставка затронет все эти сюжеты и покажет развитие мастерства, от детских рисунков и студенческих набросков до зрелых знаковых работ. Среди последних — эскиз к монументальному полотну «Оборона Севастополя», в центре которого гранату бросает женщина, которую позже Дейнека заменил на матроса. Или подготовительные зарисовки к картине «Никитка — первый русский летун», где герой изображен в разных ракурсах в эйфории от полета.
Широко представлены в экспозиции будут военные зарисовки, выполненные с натуры во время поездки на фронт. А также эскизы к мозаикам для станций московского метро и фойе актового зала главного здания МГУ и росписям Челябинского театра оперы и балета.