Семен Мамыкин, учитель и репетитор по истории и обществознанию, рассказывает, возможно ли обеспечить себе заработок учителю во фрилансе и как пандемия помогла многим перестроиться:
«Начиная с 2020 г. для меня как преподавателя, так и для всего мира начались значительные изменения.
Если говорить, об изменениях на рынке образования, то прежде всего я как репетитор окончательно ушел от очных занятий с учениками, перейдя в онлайн. Вместе с моим профессиональным ростом и параллельно увеличивалась ставка занятий.
На сегодняшний момент у меня около 10 учеников, многие хорошие репетиторы забивают свое расписание еще в конце весны – летом, потому к концу учебного года, когда «просыпаются» ученики, которым срочно нужно подтянуть уровень знаний, вариантов немного: либо сталкиваться с повышением цен на услуги и выбирать неудобное время (раннее утро или поздний вечер, выходные дни), либо за те же деньги претендовать на более низкокачественные услуги: например, репетиторов без пока широкого опыта, которые могли бы вам помочь в такой ситуации.
Переход на онлайн-занятия и вообще поиск учеников в сети, и усложнили, и упростили ситуацию для репетиторов одновременно. С одной стороны, повысилась конкуренция со стороны хороших преподавателей из регионов, которые могут предлагать более низкую ставку за занятие, с другой стороны, сегодня часть привычных для раскрученных репетиторов каналов поиска оказалась ограничена. Полагаю, что часть репетиторов, как и я, еще не заметили радикальных изменений, занимаясь уже долгое время с одними и теми же учениками.
Летом ситуация может заметно измениться: с падением реальных доходов населения и так ограниченный поток желающих получать знания летом может иссякнуть совсем. Новый учебный год будет испытанием для репетиторов, как мне кажется.
Что касается меня и большой части репетиторов – фриланс возможен, но во многом рискован. Большая часть репетиторов совмещают работу в школе и занятия с учениками. В тяжелые времена школа позволяет сохранять хотя бы некий гарантируемый минимум, в хорошие времена роль школы может колебаться от основного источника дохода до дополнения к фрилансу.
Таким образом, уйти можно, но иметь двухуровневую систему доходов (базовая – школьная, и дополнительная – предпринимательская) надежнее».