В ливерпульском филиале галереи Тейт до конца сентября идет выставка «Жизнь в движении: Эгон Шиле/Франческа Вудман». Хорошо знакомое искусство венского экспрессиониста благодаря соседству со звездой фотографии 1970-х годов получило совершенно новое прочтение.
Провокационные автопортреты Эгона Шиле давно стали классикой, однако рядом с черно-белыми готичными фотографиями американки Вудман в его работах появляется неожиданный план, делающий художника начала ХХ века намного ближе к современности.
Художники навсегда останутся молодыми: Шиле ушел в двадцать восемь в 1918 году в Вене от испанки, скосившей пол-Европы, Вудман — в двадцать два в Нью-Йорке в 1981-м. Оба смогли реализовать свой талант совсем рано: Вудман практически в подростковом возрасте, Шиле — чуть выйдя за порог юности. Их, безусловно, объединяет интерес к теме ранимой подростковой сексуальности. Они оставили множество автопортретов, в которых обнаженность была не самолюбованием, но болезненным вглядыванием в собственное «я».
Экспрессивные автопортреты Шиле более маскулинны, откровенны и напористы, в автопортретах же Вудман, напротив, изображение смазано, завуалировано, сюрреалистично. Но у обоих художников вызывающий эротизм намеренно приближается к порнографичности, так шокирующей в свое время обывателя. Впрочем, сегодня автопортреты обоих воспринимаются абсолютно спокойно, а порой выглядят как откровенные селфи, мелькающие в виртуальном пространстве.