В Миланской Галерее современного искусства открылась крупная ретроспектива Джо Коломбо, которая продлится до 4 сентября. Этот итальянский дизайнер был сторонником перемен и постоянной трансформации объектов, которые окружают человека каждый день. Очарованный новыми течениями и технологиями в дизайне, Коломбо создавал футуристичные и опережающие время проекты.
Джо Чезаре Коломбо родился в 1930 году в Милане. Окруженный творческим влиянием матери, будущий дизайнер сначала поступил в Академию изящных искусств Брера, чтобы начать художественную карьеру. Через несколько лет Коломбо все же перевелся в главную альма-матер креативного класса Италии — Миланский технический университет, где изучал архитектуру до 1954 года. Первое время Джо Коломбо работал художником и скульптором — именно тогда, будучи участником арт-объединения Movimiento Nucleare, он стал увлекаться эстетикой авангарда и футуризма.
Это увлечение Коломбо вскоре воплотил не только в живописи, но и в дизайне: в конце 1950-х годов он начал экспериментировать с разными методами производства и использования материалов, а уже через несколько лет открыл собственную студию. За свою короткую жизнь (Джо Коломбо прожил всего 41 год) и карьеру дизайнер успел поработать с ведущими брендами – Kartell, Zanotta, Stilnovo, Oluce, Alessi и Rosenthal, – а многие его предметы производятся ими и по сей день.
Дизайнеры больше не будут просто рисовать карандашом — они будут творить вместе с техническими специалистами, учеными, профессорами и врачами, а в ближайшем будущем и с роботами.
Мебель Джо Коломбо на выставке в Галерее современного искусства в Милане.
Фото: Teo Finazzi
Содержание статьи
Метод
Дизайнер запомнился современникам прежде всего как человек, полный энтузиазма и оптимизма. Проекты Джо Коломбо отражают бунтарский дух перемен и представлений о будущем, но в то же время поражают своей практичностью. Дизайнер верил в многофункциональность и модульность мебели — с помощью своих предметов он предлагал пользователям сформировать футуристичное жилое пространство, каким его видели в 1960-х годах. Рациональная философия Коломбо отражалась во всем, от интерьера его собственной квартиры до экспериментов в области промышленного дизайна — автомобилей, креплений для горных лыж и даже оборудования для салона самолета. Как отмечает куратор новой ретроспективы Джо Коломбо в миланской Галерее современного искусства – Игнация Фавата – устремленность дизайнера в будущее была достаточно радикальной: он на интуитивном уровне отрицал традиции и даже классические природные материалы использовал новаторским образом.
Джо Коломбо знал, как объединить знания и опыт, и именно эта способность погружаться в настоящее и в то же время абстрагироваться от него сделала его провидцем в мире дизайна.
Дизайнер стремился создавать объекты, которые адаптируются к потребностям и изменениям в образе жизни своего пользователя. Его знаковая мебель отличается легкостью сборки, гибкостью и практичностью — все то, что стало необходимым сейчас, но все еще оставалось прогрессивным для середины прошлого века.
Избранные проекты
Кресло Elda
Джо Коломбо со своим креслом Elda, 1960-е годы. Фото: Studio Joe Colombo
Одним из главных и самых узнаваемых творений Джо Коломбо остается кожаное кресло Elda, которое дизайнер назвал в честь своей жены. Первые экземпляры знаменитой модели выпустил итальянский бренд Comfort в 1965 году — тогда предмет изготавливался из стекловолокна и черной кожи. Ключевой деталью футуристичного кресла стал сам процесс создания — в основании стула дизайнер решил использовать технику ручной формовки, которая применяется при производстве лодочных корпусов. К вращающейся конструкции Коломбо добавил семь съемных подушек.
Настольная лампа Coupé
Фото: Casati Gallery
Созданная дизайнером для итальянского бренда Oluce, настольная лампа Coupé максимально выражает представления Джо Коломбо о простоте и функциональности. Лакированная металлическая основа здесь сочетается с абажуром из хромированного металла и деталями из окрашенного алюминия. В 1968 году модель удостоилась премии IDA (International Design Award), а сейчас находится в постоянной коллекции MoMa.
Лаунж-кресло Multichair
Фото: B-Line
Модель Multichair, разработанная в 1970 году для бренда B-Line, представляет собой трансформируемую модульную систему. Состоящая из двух отдельных элементов, она позволяет легко создать нужный формат сиденья, от лаунж-кресла до мягкого шезлонга. Подушки со стальной конструкцией обиты пенополиуретаном, а кожаные ремни удерживают элементы вместе.
Кресло Tube
Фото: Flexform
Еще один иконический объект дизайнера — это трубчатое кресло Tube. Предмет, созданный в конце 1960-х годов, в разное время производили компании Flexform и Cappellini. Джо Коломбо сделал ставку на вариативность дизайна, универсальность и адаптивность — так, модель выпускается в разобранном виде, поэтому пользователь может создать свои композиции и выбрать собственную форму. В зависимости от потребностей человека, Tube может превращаться в рабочий стол, шезлонг или кресло.
Тележка Body
Фото: B-Line
Функциональность и детализация стали главными отличительными чертами передвижной системы хранения Body. Наличие колесиков сделало предмет подходящим для использования в различных отраслях, от творческой до медицинской, а также в бытовых целях. Джо Коломбо объединил в модели яркий и игривый дизайн с полной мобильностью и простым модульным решением.
Фото на обложке: GAM Galleria d’Arte Moderna.
Материал с сайта: https://design-mate.ru