Настоящее мимолетно, изменчиво и ненадежно, но без него не может существовать как рукотворного прошлого, так и технологичного будущего. Первая рижская биеннале посвящена размышлениям об изменениях – как мы предвосхищаем, переживаем, осмысляем, адаптируемся и в целом живем и работаем в эпоху ускоренного развития.
Содержание статьи
Анна Крамар
Специалист в области связей с общественностью, со-куратор и продюсер проектов в сфере культуры и искусства
#AnnaKramar
Свое название биеннале позаимствовала у русско-американского антрополога Алексея Юрчака, автора одноименной книги о том, как СССР развалилось изнутри: «…Советские люди постепенно и незаметно выходили из-под нормативов этой системы, создавали смыслы, языки, образы жизни, системе неподконтрольные, так что к концу 1980-х от системы осталась только оболочка из мертвых догм, а поставленный во время перестройки вопрос “Зачем они вообще нужны, какое отношение они имеют к реальной жизни?” уничтожил и эту иллюзорную скрепу» (Юрий Сапрыкин, из рецензии).
Куратор RIBOCA1 Катерина Грегос сделала акцент на очередных переходных процессах в мире и использовала этот же парадокс: люди должны осознавать постепенные изменения и реагировать на них, люди влияют на эти процессы. Биеннале, конечно, не про распад СССР, но не без отсылок, поскольку крах Советского Союза привел к появлению «новой региональной географии», что особенно чувствуется в странах Балтии.
RIBOCA 1 получилась региональной биеннале с точки зрения геополитических приоритетов и глобальной в том, что касается общечеловеческих тем и вопросов.
Биеннале планирует исследовать, как современные художники реагируют на главные вызовы нашего времени, как они запечатлевают изменения, и как представляют будущее. В первую очередь, к участию в биеннале пригласили художников из Прибалтики и из Балтийского региона, включая Польшу, Швецию, Данию, Финляндию, Германию. Остальные — представители разных стран, от Кореи и Аргентины до Южной Африки, США и России. Россию, а именно Москву, представляют довольно известные молодые художники Таус Махачева, Аслан Гайсумов и «Агентство сингулярных исследований» (Стас Шурипа и Анна Титова). Основатель и комиссар RIBOCA — выпускница СПбГУ Агния Миргородская.
Для нас очень важно и в дальнейшем отталкиваться от локального контекста и работать с региональными художниками. В то же время, мы хотим раскрывать темы, которые волнуют людей во всем мире, поэтому международный аспект очень важен для нас. Мы также стремимся продолжать предоставлять уникальную возможность художниками изготавливать новые работы. В этом году 47 из 120 работ было изготовлено специально для Рижской биеннале – это большая редкость, если сравнивать с практикой международных биеннале. Для нас также очевидно, что, как во время выставки, так и в межбиеннальный период, мы будем уделять большое внимание образованию и публичной программе, которые будут включать в себя различные лекции и воркшопы. В целом мы очень довольны этим годом, так что наша задача в дальнейшем не снижать планку.
На счету главного куратора биеннале Катерины Грегос много успешных проектов: от Центра современного искусства в Афинах (ее родного города) до бельгийского павильона Венецианской биеннале. Она убеждена, что современное искусство играет важную роль в обществе, как одна из последних границ свободы самовыражения.
Современные художники бросают вызов каждому из нас, чтобы переосмыслить социальные и политические события. Катерина уже проводила ряд выставок, посвященных изучению взаимосвязей между искусством, политикой, демократией, новыми глобальными производственными целями и правами человека.
Экспозиция RIBOCA1 разделена на несколько тематических блоков: развитие технологий, политические перемены, феномен «морального износа» и его последствий, время и его ускорение в современную эпоху.
Каталог биеннале идеален, стоит 15 евро и решает все проблемы обратной связи: детальные подробности о пространствах, маршруты и художники собраны в увесистую энциклопедию. На каждой из восьми площадок можно взять такой на время посещения экспозиции и отдать на выходе. В том числе существует и электронная версия гида. Организаторы предлагают, на их взгляд, лучшую последовательность посещения каждой из описанных ниже площадок, но этот вопрос не принципиален, и передвигаться можно на свое усмотрение.
Главные площадки биеннале
Бывший биологический факультет Латвийского университета
Kronvalda bulvāris 4Здание, построенное в 1898 году архитектором Йоханнесом Кохом в нео-ренессансном стиле, где сохранились лаборатории, пустые библиотеки, с несколькими аудиториями и тремя музеями (зоологии, истории химии и ботаники), – основная площадка биеннале. Здесь художники исследуют научные и технологические достижения и рефлексируют на тему изменений, прогресса и его влияния, как глобально, так и на ментальном уровне отдельно взятого человека.
Работа художника из Финляндии Ханса Розенстрема. Фото: Анна Крамар
Работы художника из Финляндии Ханса Розенстрема (Hans Rosenström) специфичны. Он уделяет большое внимание взаимодействию зрителей со своими работами, поэтому многие из них рассчитаны на индивидуальный просмотр и / или прослушивание. Это дает возможность пережить персональный опыт и ни с кем им не делиться.
В университете Ханс оживил заброшенную библиотеку своей мультиканальной аудио-инсталляцией «So Far By Now» («Пока так»). Я ходила между пустыми стеллажами за голосами мужчины и женщины, которые дрейфовали из одного конца библиотеки в другой, сплетаясь и отдаляясь.
Голоса-призраки на дороге вечного познания, которые никак не могут найти ответы на собственные вопросы.
Исследовательница Сиссель Толос (Sissel Tolaas), напротив, работает с обонянием во всем его многообразии. Она собирает архив запахов, в котором уже более семи тысяч герметично закупоренных колб. Среди недавних проектов – «Толос», запахи мирового океана, заболеваемости и упадка в Детройте.
Работа Сиссель Толос. Фото: Пресс-служба RIBOCA
Для факультета Сиссель создала инсталляцию «beyond SE(A)nce» («Перед сеансом») из запахов Балтийского моря. В бывшей химической лаборатории университета она разместила стеклянные колбы с собранным в Рижском заливе молекулярным материалом, используя для этого инновационные технологии, которые позволяют записывать и изучать ароматы.
Исследовательский характер этой и других работ на основной площадке — базовая черта представленных здесь проектов. В них остро чувствуется стремление выяснить, куда нас ведет технологический и научный прогресс.
Квартира Кристапса Морберга
Meierovica bulvaris 12Квартира Кристапса Морберга. Фото: Ансис Старкс
Квартира Кристапса Морберга, одного из самых известных латвийских заказчиков и покровителей искусства начала XX века, сохранила довоенный интерьер с аутентичным паркетным полом, потолочными орнаментами и росписями, витражами, изразцовой печью и первой душевой кабиной в Риге, отделанной многоцветной глазурованной плиткой. Потрясающее место, которое Морберг передал в дар Латвийскому университету. Не представляю, сколько труда вложили организаторы биеннале и художники, чтобы органично и тонко встроить все работы в такую хрупкую структуру, где каждый сантиметр пережил массу событий. Здесь сконцентрированы проекты, посвященные историческим и политическим трансформациям, в частности, непростому опыту жителей Восточной Европы.
Интересную мистификацию предложили художники Стас Шурипа и Анна Титова. Они создали целый архив подпольной организации «Сила цветов», якобы действующей на территории Петербурга и обнаружившей мистическое влияние растений на политические процессы. Выглядит довольно убедительно, на секунду даже можно поверить в ее существование.
Мистификация художников Стаса Шурипы и Анны Титовой. Фото: Пресс-служба RIBOCA
А творчество Аслана Гайсумова опирается на личную и коллективную память. В его видео-работе представлена не инсценировка, а реальное событие. 16 апреля 2016 года Аслан Гайсумов собрал в помещении сельского клуба на окраине Грозного (откуда он родом) свидетелей национальной катастрофы — доживших до сегодняшнего дня жертв депортации советской властью чеченцев и ингушей в феврале 1944-го. Готовя это событие, художник сумел разыскать около 300 человек, из которых прийти на встречу решились или смогли лишь 119. Героев произведения Гайсумова свозили на машинах из разных концов Чечни, чтобы они один за другим молча входили в зал, создавая беззвучное ощущение боли. Молчат свидетели, и вместе с ними молчит художник.
Видео-работа Аслана Гайсумова. Фото: Пресс-служба RIBOCA
Андрейсала
Andrejostas iela 29В один из дней я осуществила пеший марш-бросок по промзоне. На берегу Даугавы, в бывшем промышленном порту биеннале занимает целое судно, два склада и прилегающую уличную территорию. В советское время здесь располагалась крупная промышленная зона, которая после распада СССР и индустриального коллапса превратилась в многофункциональное пространство.
Одна из представленных на территории порта работ – «Pinpointing Progress» («Прогресс на кончике булавки») Мартена Ванден Эйнде. Художник собрал объекты, произведенные в Риге и расставленные по размеру и по дате производства. Автобус, автомобиль, мопед, радио, телефон, камера и транзистор закреплены будто на кончиках булавок, как насекомые в музее. Вот вам наглядная демонстрация скорости эволюции и прогресса технической мысли, характерной для рижской промышленности в советский период.
Pinpointing Progress — инсталляция Мартена Ванден Эйнде. Фото: Анна Крамар
Тревожные шумы и ощущения производит инсталляция Евгения Золотко под названием «The Sacrifice» («Жертвоприношение»). Трейлер, ранее используемый для перевозки крупного скота, стоит посреди небольшого пустынного поля, а встроенный в него механизм, невидимый для зрителя, производит резкие толчки и удары, поэтому трейлер покачивается в такт глухим звукам. Ощущение, что люди просто не могут из него выбраться и им тесно. Кажется, они давно забыли, что такое свобода. Золотко в своих работах будто старается пробудить в нас первобытные эмоции, которые, возможно, позволят лучше понимать окружающую среду.
The Sacrifice — инсталляция Евгения Золотко. Фото: Пресс-служба RIBOCA
Ганибу Дамбис, фабрика «Большевичка»
Ganibu dambis 30Бывшая текстильная фабрика «Большевичка» с пчелиными ульями в окнах заброшенных зданий. С 1913 по 1990 год здесь шили обувь из бизона (очень хорошую), использовали как военный госпиталь и цех для производства амуниции, ткали и пряли. И еще здесь расположилось огромное студийное пространство латвийского художника Андриаса Эглитиса. На время биеннале на территорию фабрики вернулась жизнь, ключом она, конечно, не бьет (за исключением ночной жизни: здесь открыли Brick Bar), но представленные инсталляции художников как будто так и находились все время здесь. Они очень понятны на уровне чувств, бесстрастны, открывают дорогу в прошлое и даже будущее.
Бывшая текстильная фабрика Большевичка в Риге. Фото: Ансис Старкс
Например, работа художника Маартена ван ден Энде называется «Cosmic Connection» («Космическая связь»). Инсталляция представляет собой чашу радиолокатора. В нее помещен макет мегаполиса, ландшафт которого состоит из бесчисленного количества микросхем. На орбите Земли находится несколько тысяч спутников, но многие из них уже не функционируют. «Cosmic Connection» визуализирует попытку восстановить соединение с небом в далеком будущем. Автор размышляет о техническом прогрессе, о том, что общество производит все больше отходов, а вокруг Земли вращается все больше космического мусора, который в будущем станет предметом археологических исследований. Но присутствует и отсылка к форме текущего государственного надзора — вечного за всеми наблюдения.
Cosmic Connection — работа художника Маартена ван ден Энде. Фото: Анна Крамар
Арт-квартал Sporta 2
Hanzas iela 10Новый квартал современной Риги, на территории которого раньше существовала кондитерская фабрика «Лайма», а теперь находятся коворкинги, стартапы, центр современного искусства kim?, креативные студии и одна из точек биеннале. Большинство представленных здесь работ поднимают тему ускорения научного прогресса и связанного с ним изменения стиля и темпа жизни.
Арт-квартал Sporta 2. Фото: Анна Крамар
Такова, например, работа Таус Махачевой с очень длинным названием «Dear R., R., K., S., M., A., C., S., K., I., G., L., A., A., L., P., G., E., J., D., M., C., B., O., F., F., R., D., M., E., L., I., F., L., A., M., T., K., K., L., P., F., V., A., L., L.». Зритель попадает в пространство, заполненное множеством небольших портативных колонок разных форм и производителей, из каждой раздаются постоянные извинения: «Прости за мой поздний ответ, у меня были проблемы личного плана» и тому подобное. Задумайтесь на секунду, вы часто извиняетесь перед коллегами и друзьями за то, что ничего не успеваете? Чувствуете вину и тревогу?
Инсталляция художника Таус Махачевой. Фото: Пресс-служба RIBOCA
Путешественник и иммигрант Марко Монтьель-Сото постоянно движется вперед. Во время его экспедиций маршрут становится воображаемым, а время путешествия — гибким. Художник исследует точки пересечения политических и поэтических территорий, родины, традиций, экономики, археологии, религии, мифов, смерти, космоса и хаоса.
Инсталляция «Permanent Storm for a Tropical Constellation» («Постоянный шторм для тропической констелляции») представляет собой построенную из дерева и бамбука хижину, которая стоит на сваях над водой (по-испански – «палафито»), в окружении звуков, вспышек света, видео, фотографий, карт, рыболовных сетей, изображений святых, монет, масок, кокосов, рыб и других атрибутов. Я несколько раз обошла хижину кругом прежде, чем поняла, что туда можно зайти, пройдя по мостику.
Permanent Storm for a Tropical Constellation — инсталляция Марко Монтьель-Сото. Фото: Анна Крамар
Палафито представляет собой типичное жилище, какое можно встретить в еще сохранившихся деревнях на озере Маракайбо (из бассейна, которого выкачали большие объемы нефти, что привело к проседанию почвы в некоторых районах) в Венесуэле. Путешествуя на лодке, автор посещал различные места на озере: мост, нефтяные скважины, линии электропередачи и, наконец, деревню Эль-Конго, в которой он поселился, чтобы изучать обычаи, язык, культуру, ритуалы и мифы, связанные с молниями кататумбо. Инсталляция наглядно повествует про альтернативный вариант существования в изолированном месте, которое при этом находится в непосредственной близости от растущих темпов западного капитализма и его влиянию на современный мир, природу и культуру.
Aрт-центр Zuzeum
Lāčplēša iela 101Будущий арт-центр Zuzeum, основанный семьей Зузанс, известными в Латвии меценатами и коллекционерами искусства – это бывший пробковый завод, спроектированный в 1910 году Эдмундом фон Тромповским, построенный из желтого кирпича. Переустройством здания будет заниматься известный латышский архитектор Зайга Гайле.
Работы этой части биеннале рассматривают, как нервный и быстрый темп современной жизни вселяет в людей чувство тревоги из-за информационной перегрузки, и предлагают стратегии по альтернативным способам существования. Вопрос более чем актуальный: скорость изменений сегодня превышает способности человеческой психики усваивать эти изменения.
Limbo Lottery — инсталляция Хана Хогербрюгге. Фото: пресс-служба RIBOCA
В одной из темных комнат (в Зузеуме везде преимущественно темно) размещается работа «Limbo Lottery» («Лимб-лотерея») Хана Хогербрюгге. Зритель видит витрину, внутри которой свет освещает цилиндр с торчащими из него шипами, цилиндр непрерывно вращается с возрастающей скоростью. 20 колец вращаются по горизонтальной оси, на каждом из них — своя последовательность анимированных изображений, символов и логотипов, которые перемещаются, выдвигаются и задвигаются, расширяются и сужаются, открываются и закрываются. Скорость, с которой вращается цилиндр, создает ощущение, что он вращается недостаточно быстро, крутится, но никогда не достигает предела. Уловить четкое изображение трудно, все время не успеваешь, но если воспользоваться кнопкой, вращение можно замедлить — картинка станет четче. Можно рассмотреть символы и логотипы: автоматы AK-47, сигареты, воздушные шары, черепа и таблетки, губные помады и улыбки.
«Limbo Lottery» была вдохновлена зоотропом — одним из нескольких анимационных устройств, предвосхитивших эпоху кинематографа и способных создавать иллюзию движения, отображая последовательность рисунков или фотографий, демонстрирующих разные фазы. Кстати, все фигурки для этой работы напечатаны на 3D-принтере с использованием полилактида (ПЛА) — биоразлагаемого и биоактивного термопластичного полиэфира, полученного из возобновляемых материалов: кукурузного крахмала, корней тапиоки или сахарного тростника. После печати художник вручную раскрашивал компоненты и собирал из них уникальные формы.
Работы Хогербрюгге подчеркивают абсурдность нашего нежелания признать, что мы — всего лишь наряженные в шелка обезьяны, что наша искаженная мораль не позволяет нам беззаботно наслаждаться обнажающимися перед нами соблазнами, что мы загипнотизированы черными зеркалами, которые не выпускаем из рук, — зеркалами, отражающими «нашу цивилизацию».
— Из каталога RIBOCA 1 —
Kaņepes Kultūras Centrs
Skolas iela 15Kaņepes Kultūras Centrs. Фото: Анна Крамар
Здание KKC построили в 1895 году по проекту архитектора Рудольфа Генриха Цирквица. Когда-то здесь устраивали общественные мероприятия для балтийских немцев и русских аристократов, а после открыли общежитие для студентов. В течение 50 лет в здании размещалась музыкальная школа Джазепы Медины. В 2012 году здесь образовался Kaņepes Kultūras Centrs (KKC) – по словам организаторов, один из самых известных центров альтернативной культуры и развлечений в Риге. Но этого я не успела проверить. Здесь размещен всего один проект биеннале художников Петры Бауэр и Ребекки Катц-Тор «Все еще предстоит: Грамматика феминистской организации», который не так просто найти – он сливается с пространством и не сразу осознаешь, что это инсталляция. Проект про феминистскую политику будущего.
Дубулты
Zigfrida Meierovica prospekts 3Дубулты. Сенсориум: Лаборатория замедления тела и новой политики чувств. Фото: Анна Крамар
В 15 км от Риги в курортном городе Юрмала в здании железнодорожной станции Дубулты представлена финальная часть биеннале — Сенсориум: Лаборатория замедления тела и новой политики чувств. Вдумайтесь в название! В своем эссе Пико Айер пишет: «Ничто не доставляет такой радости в век ускорения, как медленная ходьба. В эпоху рассеянного внимания нет ничего роскошнее сосредоточенности. А в век беспрестанного движения, нет ничего более важного, чем посидеть спокойно». Выставка куратора Солвей Хельвег Овесен ратует за замедление восприятия и воссоединение с телесным опытом. Поэтому все работы так или иначе про обоняние, вкус, слух и осязание.
На перформансах Марисы Бенжамим (Marisa Benjamim), например, вы узнаете, что календула, отлично подходит для салата и у нее несколько пикантный вкус. Художница боролась некоторое время назад с аллергией на пыльцу с помощью цветочной диеты – ей удалось с ней справиться или, лучше сказать, научиться с ней жить. В любом случае, Марисса досконально исследует человеческие взаимоотношения с растениями и превращает все это в захватывающую художественную практику.
Перформанс Марисы Бенжамим. Фото: Пресс-служба RIBOCA
Сама станция выполнена в модернистском стиле и напоминает морскую волну. Построена она была в 1977 году по проекту советского архитектора Игоря Явейна, который также проектировал вокзалы в Великом Новгороде, Курске и еще более ста железнодорожных станций по всему СССР. Арт-станция Дубулты — единственная площадка современного искусства в Европе, функционирующая как действующей железнодорожная станция.
Заключение
Фото: Анна Крамар
Рижская Международная биеннале современного искусства — самая объемная выставка современного искусства из тех, что проходили в Латвии. Самолеты в Ригу летают регулярно (можно поехать и на поезде), поэтому всем кто интересуется современным искусством непременно стоит ее увидеть. Нескольких дней достаточно, чтобы посмотреть все локации и встретить закат на море в Юрмале. RIBOCA 1 продлится до 28 октября.
Фото на обложке: Пресс-служба RIBOCA