Вот мы и подобрались к третьей ступени в развитии дизайнера, как технического специалиста. И в этот раз речь пойдет про Sound Design.
Кто то скажет “все просто, берем звуки на стоках и закидываем все в приложение”. Кто то кинет две аудио-дорожки (например, музыки и голоса) и отправит на рендер со словами “все, готово”. Однако все это не так уж легко, как кажется. Предлагаю разобраться в некоторых аспектах этой отрасли.
Сразу оговорюсь, что этот вид деятельности понадобится далеко не всем, но если вы желаете, чтобы пользователь глубже погружался в приложение или же видеоролик — You’re welcome.
Зачем нужен Sound Design? Он создает реалистичность происходящего, создавая у пользователя / клиента эффект присутствия. Так уж мы устроены, что человеку необходима звуковая отдача и мы привыкли слышать как посторонние фоновые шумы, так и акцентные звуки. При правильном применении (например, для завлечения клиента) звуковое сопровождение усиливает желаемый эмоциональный фон, что может положительно способствовать бизнесу 😉
Проблема…
Т.к. спектр применения Sound Design очень широк, рассмотрим проблему в отношению двух специализаций.
1. Дизайн интерфейсов. Достаточно редко сейчас можно встретить приложение, которое будет реагировать на действия пользователя с помощью звуков. Хотя такой отклик был бы приятен пользователю, а иногда и помощником в использовании. Взять, например, стандартное приложение почты на iOS — при удачном отправлении письма, интерфейс сопровождается соответствующим звуком и, уже даже не глядя на экран, пользователь понимает, что все прошло удачно. Чаще всего приложения ограничиваются только кастомными звуками на уведомления.
2. Motion Design. Какой бы красивой не была анимация, но без звука тяжело ощутить ее полностью. Если это всплески, движения, удары — видеоряд должен сопровождаться соответствующими звуками. Только так мы сможем передать реальность происходящего. Однако, в данном направлении проблема больше не в отсутствие звуков, а в неправильном их применении и обработке.
Вас тоже раздражало, когда спец-эффекты в фильме перебивали голос персонажей?
Почему так? Сделать качественный и гармоничный набор звуков для всего приложения: сложно, дорого, долго.
Весь процесс делается полностью вручную и об автоматизации тут говорить не приходится. Каждый файл необходимо регулировать отдельно, т.к. все звуки очень уникальны. Быстро устают уши и тяжело понять, нормально ты делаешь или нет, слышишь необходимый шум или нет. В этом деле нужно достаточно терпения и усидчивости.
Ничто не должно отвлекать зрителя от происходящего на экране. Sound design должен быть органичным.
Поэтому, следует помнить о некоторых правилах:
Тип звука. Следует задать себе вопрос: какую цель несет этот конкретный звук: фоновый шум, акцентное выделение или просто эффект? Также не стоит забывать, что некоторые шумы успокаивают человека, некоторые наоборот.
Громкость. Не должно быть резких скачков громкости звуковой волны, даже самые акцентные звуки не должны слишком явно выделяться в спектре. Если хотите усилить конкретный звук, то лучше ослабить остальные.
Эквализация. Очень важно помнить на каких частотах находятся ваши звуки. При синхронизации нескольких звуков стоит проверить: не будет ли один звук заглушать другой? Не будет ли он сильно звонким или басистым? Насколько хорошо его будет слышно в колонках / наушниках / телефонном динамике?
Пространство. Мы находимся в объемном пространстве, а значит и все звуки должны быть в стерео. Необходимо понимать в какой момент видеоряда звук должен воспроизводится с определенного места. Это может быть далеко или близко, слева или справа, и т.д. И только лишь озвучка диктора должна находится в режиме моно, т.к. он обращается к зрителю прямо, будто собеседник.
Для начала, думаю, этого будет достаточно, а в дальнейшем следует обращать внимание на компрессию, реверберацию, фильтрацию и т.д.
С чего начать, если речь идет о приложение?
Нужно видеть эстетику. Чтобы представить, как оно может звучать, необходимо отталкиваться от того, что ты видишь на экране.
Если это минималистичный дизайн, то я бы выбрал чистые и короткие футуристичные / электронные звуки. Если же есть предпосылки исторического дизайна, то больше подойдет акустические / струнные инструменты. Все довольно логично.
Стоит помнить о том, где будет воспроизводится этот звук. К примеру динамики телефона в среднем находятся примерно в таком диапазоне: 500 Hz — 12 kHz. А значит звуки, которые находятся за этими пределами — пользователь даже не услышит.
С чего начать, если речь идет о видеоролике?
Нужно определиться с настроением, посылом и атмосферой видеоряда. Для саунд-дизайна нам понадобится: фоновая музыка, озвучка диктора, набор звуков и шумов, которые дополнят реальность. Поиск, отбор и обработка фоновых шумов — весьма кропотливый процесс. Можно часами отбирать звуки города и природы, хотя все они звучат примерно как “пшшшшшшш”, но для зрителя это все равно будет приятным и реалистичным дополнением сцены.
Теперь выставим их по приоритету:
1. Озвучка диктора
2. Набор звуков и шумов
3. Фоновая музыка
Все аудио-дорожки необходимо выставить по громкости. Таким образом озвучка диктора (самое приоритетное) должна всегда быть слышна и при этом очень четко. Помимо того, что это будет самый громкий элемент, также ему ничего не должно мешать в частотном диапазоне. Чтобы добиться этого, открываем эквалайзер и начинаем смотреть, где же находятся самые полезные частоты, которые нельзя заглушать. Обычно для голоса это средние частоты (но мы же помним, что каждый голос уникальный).
Таким образом мы видим, где находятся самые полезные данные, а значит для этих частот необходимо освободить пространство. Для этого: у фоновой музыки и различных шумов нам необходимо эти частоты приглушить.
Следуя этим правилам, можно позаботиться о саунд-дизайне вашего продукта. Будь то приложение, видеоролик, интерактивная реклама или что либо еще. Инструмент, с помощью которого все это можно сделать — любой аудио секвенсор. Благо, сейчас полно обучающих материалов по такого рода программам.
PS. Почему эндшпиль? Неужели далее некуда развиваться дизайнеру? Конечно же, есть. В данной серии я рассказал именно о техническом направлении и о своем опыте. А развиваться всегда есть куда, ведь смежных отраслей так много 😉
Источник: сайт designpub.ru