Про контекст, постановку и понимание задачи.
Если вы дизайнер, то, скорее всего, вы сталкивались с формулировкой «сделай пожалуйста одну картинку», после которой шло краткое пояснение сути. Неточно поставленное ТЗ может вызвать много проблем. Давайте разберемся, какие вопросы стоит задать, чтобы выполнить задачу максимально хорошо.
Очень важно точно понимать, для чего именно вы собираетесь создать дизайн. Для соцсетей, сайта, печатной продукции, или презентации? В этой истории я не буду говорить о концепции и стиле, хочу разобрать именно тему контекста. Чтобы проиллюстрировать примеры, я возьму абстрактную ситуацию: ваш друг фотограф попросил помочь с анонсом мероприятия, где он будет участвовать. Вы не знаете ничего ни о мероприятии, ни о задаче, которую друг вас попросит сделать. Итак, он пишет заветную фразу: «Сделай пожалуйста одну картинку». Первым делом вам нужно спросить для чего и где он собирается эту картинку выставлять. Допустим, друг радостно отвечает, что в инстаграме.
Друг присылает текст планируемого поста: «21 мая я участвую в выставке фотографий, там будут все крутые ребята, и я среди них. Выставка будет проходить в скейтпарке в центре города, начало в 12:00. Если у вас есть вопросы, вот мой телефон: +7 900 785 44 33. Жду вас на выставке!». В качестве визуала друг скидывает на выбор 6 своих лучших фотографий. Если вы не станете сильно вникать, и сделаете ровно то, что попросил друг, получится примерно следующее:
Проблем здесь много:
- Текст огромный, его сложно читать, так как в нем нет никакой иерархии, вся информация слеплена в кучу;
- Если кто-то откроет этот пост на iPhone 5 или другом телефоне подобного размера, ему будет очень тяжело разобрать, что там вообще написано;
- Выглядит как арабская мудрость из «одноклассников».
Как будем решать? Зададим правильные вопросы и немного подумаем. Вас просят сделать анонс к мероприятию. Значит, вам нужно сделать так, чтобы подписчики друга пересталили скроллить свою ленту и обратили внимание на его пост. Этот пост по своей сути выполняет функцию афиши, а хорошая афиша должна отвечать на вопросы: Что? Где? Когда? Возьмем присланную другом информацию и приобразуем ее в ответы на эти вопросы. Что? Выставка фотографий. Где? В скейтпарке в центре города. Когда? 21 мая в 12:00. Это мы и будем размещать на картинке.
Стало получше, теперь из картинки становится быстро поянтно, о чем говорится в посте. Весь присланный другом текст можно спокойно разместить в описании поста. Указать там телефон, почту, более точный адрес, и многое другое. Тому, кому будет интересно посетить выставку, будет не лень прочитать описание под картинкой. А тот, кого это не заинтересует, пролистает мимо в любом случае.
Этот вариант поста сойдет, если у вас есть ровно 4,5 минуты на то, чтобы его сделать и выслать другу. Если же у вас есть время и желание сделать лучше, давайте посмотрим, как этого достичь.
Обратим внимание на визуальную часть картинки. Она вообще не соответствует теме поста. Надо убрать пальмы с затемнением и придумать что-то более подходящее. Я просто поделюсь своим решением, не буду разбирать как я к этому пришла, так как история не об этом. Картинка с камерой, большой заголовок, важная информация снизу.
Внимательный читатель заметит, что друг не присылал информацию насчет бесплатного входа до 13:00. Дело в том, что мне нужно было три инфоблока для более устойчивой композиции, поэтому я бы узнала еще какой-нибудь важный факт о выставке у друга и сделала бы из нее недостающий инфоблок.
Отлично, вы сделали дизайн и, кажется, довольны им. Что нужно сделать дальше: прислать самому себе готовую картинку и открыть на телефоне. Только так вы увидите проблемные места: где что подвигать, увеличить или уменьшить.
Рекомендуемые размеры артборда для поста: 1080 x 1080 px.
Супер! Друг доволен и готов оформлять пост. В его инстаграм-ленте все выглядит отлично, как и задумывалось. Но на этом он не останавливается, ведь кроме ленты есть еще сториз.
Для сториз есть три сценария:
- Оставить кадрирование по умолчанию (нам это не подходит, так как текстовая часть обрежется и смысл потеряется);
- Масштабировать картинку до квадрата, чтобы все влезло (нормально, если нет времени сильно заморачиваться);
- Адаптировать картинку под формат сториз.
Выберем третий вариант. У сториз есть свои особенности: сверху и снизу присутствуют элементы управления: временная шкала, аватарка автора сториз, крестик, поле для ввода ответа и так далее. Это значит, что нам не стоит размещать важную информацию в этих зонах. Старайтесь отобразить то, что нужно, в центре картинки.
Рекомендуемые размеры артборда для сториз: 1080 x 1920 px.
Кроме инстаграма друг хочет разместить пост в контакте и в фейсбуке. Туда потребуются горизонтальные картинки. Можно использовать одну для обеих платформ.
Рекомендуемые размеры артборда для фейсбука: 1200 x 628 px.
Хочу рассказать про одну особенность фейсбука. Если бы ваш друг захотел запустить рекламу на этой платформе, вашей картинке пришлось бы пройти испытание Text Overlay Tool, который пропускает только изображения, на которых текста не более 20%. Моя картинка это испытание, кстати, не прошла, но в моей выдуманной ситуации друг, к счастью, не запускает рекламу на фейсбуке.
Подведу итог раздела про дизайн для соцсетей списком рекомендуемых размеров для каждой платформы:
- Инстаграм: 1080 х 1080 px
- Сториз: 1080 x 1920 px
- Фейсбук и контакт: 1200 x 628 px.
Если нужны какие-то другие материалы, будь то обложка ютюб-канала, аватарка группы и так далее, сперва узнайте нужные размеры, потом сделайте скриншот с этой платформы (желательно реального канала и группы, для которой потребуется дизайн) и подставьте туда свой дизайн. Только так вы узнаете наверняка, подходит он туда или нет.
Друг хочет, чтобы как можно больше людей увидели приглашение на выставку и решает запустить печатную рекламу. Дизайн у вас уже готов, остается лишь адаптировать его под нужный формат.
Принятно решение разместить баннер на стене автобусной остановки. Друг сам нашел нужное место и рекламную компанию, которая его сдает в аренду. Что нужно сделать вам:
- Узнать точные размеры баннера (написать или позвонить в выбранное рекламное агентство);
- Узнать, какие бывают типы бумаги, и какой подойдет вам в текущей задаче. Глянцева, матовая, тонкая, плотная — у каждой свои особенности;
- Запросить фото автобусной остановки.
Зачем нужно фото? Чтобы примерить дизайн. У стенда под баннер могут быть толстенные края, или странный грязный низ, или еще какие-то дополнительные нюансы, о которых вы никак не узнаете без фото, но которые могут повлиять на конечный результат. Печать такого баннера — дело более ответственное, чем картинка в сториз, так как нужно платить за аренду места, за печать и монтаж. Нужно постараться не накосячить.
Что нужно знать про печать:
- Разрешение вашего макета должно быть 300 ppi вместо 72, которое используется для всего, что помещается в интернет;
- Цветовой режим CMYK вместо RGB *
- Узнайте у типографии формат, в котором им нужно предоставить макет. Они обычно очень капризные товарищи, и у всех свои требования.
*Все всегда говорят, что для печати нужен CMYK, и сейчас меня, возможно, закидают камнями, но в последнее время я совершенно спокойно делала все в любимом ярком RGB и все у меня было нормально при печати ¯_(ツ)_/¯
Итог
Старайтесь подходить к любой, даже к самой «на 2 минуты» задаче с умом. Узнайте что, куда, зачем и почему, будьте дотошными, только так рождается хороший дизайн. Да, это займет больше времени, но результат будет в разы лучше. В моем самом первом примере, где куча текста на пальмах, ТЗ, по сути, соблюдено, но результат плохой. Не бойтесь отойти от кривого (да иногда и от прямого) ТЗ. Думайте, предлагайте, аргументируйте!