Дизайн не добавляет ценность — правило, которое помогает не добавить лишних эффектов.
По этому правилу дизайн отталкивается от продукта. Если приём помогает рассказать о ценности продукта, он полезный. Если приём не связан с продуктом, он отвлечёт внимание.
Дизайн не добавляет ценность
Вторая часть про то, о каких ценностях продукта рассказывать: прямой пользе и ощущении от продукта.
Прямая польза — это какую задачу решает продукт.
Например, прямая польза компьютера — это его функции. То есть то, как он помогает пользователям и насколько хорошо это делает.
Эпл на сайте рассказывает о новом Макбуке.
Макбук быстро включается. Чтобы это показать, используется приём: плашка загорается, имитируя включение. Это эффектно и рассказывает о пользе: не надо ждать, пока макбук загрузится.
Экран Макбука точно передаёт цвет. Чтобы показать это, придумали такой ход: плавно появляется фотография с цветами — как будто эти цветы распускаются:
Эпл показывает, что у экранов высокое разрешение — на них не видно пикселей:
Ощущение — это то, как чувствует себя клиент, когда использует продукт.
Ощущение — тонкий вопрос. Может быть приятно трогать продукт, смотреть на него, показывать его друзьям. Продукт может вдохновлять или наоборот успокаивать.
У Макбука качественный корпус, он приятный на ощупь и красиво переливается на свету. Чтобы это подчеркнуть, Эпл делает буквы алюминиевыми:
Главная фишка нового Макбука — быстрый процессор.
Чтобы рассказать о скорости процессора, Эпл рисует график. На нём их процессор соревнуется с процессорами конкурентов. Эпл быстрее и работает дольше без подзарядки. Скорость процессора — прямая польза.
А вот чтобы передать ощущение скорости, мощи процессора, Эпл показывает как по процессору бежит электричество:
Где говорится про графику, Эпл добавляет видео с гонками. Работать на Макбуке — словно быть пилотом такой машины:
Макбук быстро обрабатывает фотографии, поэтому в фото-редакторе бежит спортсменка:
Прямая польза Теслы. Тесла — технологическая компания. Её автомобили как компьютеры на колёсах.
Вот как она рассказывает о прямой пользе своего автомобиля — Модели-С. В машине объёмный звук:
Есть места для зарядки телефона:
Можно смотреть кино, оно будет идти на экране спереди и сзади:
Ощущение от Мерседеса. У Мерседеса качественные и статусные автомобили.
Чтобы передать ощущение мощи Майбаха, его фотографируют на дикой природе. Ракурс подобран так, чтобы подчеркнуть увесистый прямоугольный капот:
На фотографии салона видна текстура руля и сидений. Можно представить, какое всё на ощупь. Так передаётся ощущение комфорта:
В примерах выше ценность уже есть в продукте. Приёмы дизайна показывают эту ценность. Если приёмы не связаны с ценностью продукта, от них не такой эффект.
Представим, что Эйч-Пи сделала сайт для дешёвого ноутбука. Сайт заимствует приёмы Эпла. Заголовки «алюминиевые», хотя корпус пластиковый. Информация на плашках, плашки плавно появляются, как экран Макбука с фотографией цветов.
Эффекта как у Эпла не получится. Наоборот, эти приёмы отвлекут внимание. Будет казаться, что они не к месту.