Основные принципы
Навигация — это своего рода карта, благодаря которой пользователь ориентируется в вашем сервисе/сайте. Уделите ей достаточно времени, а не слепо копируйте шаблонные варианты. Конечно, всегда полезно проанализировать, какие паттерны используются в вашей отрасли, но, при этом, старайтесь находить глубинную причину их использования. Возможно, некоторые вещи актуальны для других сервисов, но абсолютно не подходят вам.
Начните работу над навигацией в текстовом редакторе. Благодаря этому, вам будет проще вносить в нее изменения. Начав в графическом редакторе, вы можете остановиться на первом же варианте из-за недосмотренности или лени. Старайтесь, чтобы в вашей навигации было не более 3-х уровней.
Хорошо подумайте над текстом. Чаще всего у пользователя возникают проблемы с поиском контактной информации. Если в вашей компании много филиалов, то логичнее вынести их на отдельную страницу. В обратном случае, адрес и номер телефона можно разместить в шапке, футере или на странице “о компании”.
При адаптиве пункты меню лучше сворачивать в бургер. Единственное, вы можете оставить кнопки “войти” или “зарегистрироваться” в одном ряду с логотипом, так как это ключевые действия и хорошо, если у пользователя будет к ним быстрый доступ на любом устройстве.
Не забывайте показывать, где пользователь находится в данный момент. Это можно сделать цветом, степенью прозрачности, подчеркиванием или подсвечиванием.
Хороший способ предоставить пользователю доступ к навигации из любого места — ”приклеить” ее к верху страницы. Но, если ваш сервис подразумевает активную работу с контентом (изучение графиков) или потребление информации (чтение статей), навигация может отнять много ценного места.
В этом случае, лучше скрывать навигацию по скроллу вниз и показывать по скроллу верх. Таким образом, она не отвлекает пользователя от изучения информации, но к ней всегда остается быстрый доступ. Навигацию можно и вовсе оставить статичной, а, в случае необходимости, добавить кнопку-иконку “наверх”.
Нажатие на лого должно вести на домашнюю страницу. Это всем привычный паттерн и не стоит его нарушать. Но что делать, если пользователь и так находится на домашней странице? Вы можете ничего не делать, и это будет правильно. (Хотя Студия Артемия Лебедева по клику на логотип на главной показывает видео-ролик.)
При скролле страницы, часть элементов навигации можно скрыть, оставив только ключевые действия и основные пункты. Это особенно актуально для сайтов с большой шапкой, содержащей логотип, филиал, выбор языка и номер телефона. (Такое часто можно увидеть на банковских и телекоммуникационных сайтах.)
В футере можно раскрыть пункты меню, добавить контакты, ссылки на социальные сети, мобильные приложения и форму подписки.
И не забывайте, что цель навигации — не создать хорошую композицию, а помочь пользователю лучше ориентироваться в вашем сервисе.
Спасибо за прочтение.