Рассказ о дизайне и дальтонизме с позиции дизайнера-дальтоника.
Олег проснулся от изнуряющей жары. Воздух ещё не успел полностью прогреться, но уже было трудно дышать. Это была последняя возможность выйти к воде и с широко раскрытыми глазами взглянуть на красоту этого острова: через час, щурясь от невыносимо яркого солнца, ему придется искать дорогу домой. Пройдя по тропинке между зарослей высоких серых кустарников, он вышел на песчаный пляж. Светло-серый песок омывался волнами. Олег зашёл в воду и долго смотрел в точку, где серое небо сливается с серой водной гладью. Его всегда восхищала красота рассвета и это ощущение бесконечной пустоты океана…
Олег — житель острова, на котором все пейзажи лишены цвета. Ни он сам, ни его отец, ни старый рыбак, живущий по соседству, никогда не видели цвета. Олег — житель острова дальтоников.
Остров дальтоников (Пингелап) действительно существует и расположен в Тихом океане. 10% жителей этого острова страдают ахроматопсией — полной цветовой слепотой. Неспособность видеть цвета сильно осложняет их жизнь, а распознавать окружающий мир при ярком солнечном свете становится практически невозможно — так влияет отсутствие колбочек, фоторецепторов сетчатки глаза.
Содержание статьи
Ты что, дальтоник?
Впервые о наличии цветоаномалии, как и большинство людей с подобной проблемой, я узнал на медицинском обследовании в школе в возрасте 12–15 лет. Ситуация сильно удивила меня, ведь до этого никаких проблем с определением цвета не было. Проблему выявили при помощи таблиц Рабкина, из-за которых я оказался в крайне неловком положении. Когда меня попросили назвать, что изображено на карточке, я не увидел ничего кроме случайного набора кружков различных цветов и размеров. Подумав, что это какой-то психологический тест, я с полной уверенностью начал рассказывать о том, что вижу небо, птиц и горы…
— Погоди. Ты правда не видишь тут 6?
— Да, правда не вижу.
*ищет взглядом что-то вокруг*
— О! Какого цвета этот фломастер?
— Красный.
Лайфхак для дальтоников: первым всегда покажут на что-то красное.
— А это?
— Зелёный…
То есть ты всё видишь?!
Да, я вижу красный и зеленый. А еще вижу розовый и оранжевый. И желтый не путаю с синим.
Большинство людей (долгое время и я), услышав «дальтоник» представляют себе человека, который путает красный сигнал светофора с зелёным.
Либо и того хуже, красный видит синим, жёлтый красным, а зелёный серым.
Ещё одна вариация заблуждений: дальтоник — это тот, кто видит всё в чёрно-белом цвете.
Некоторые дальтоники действительно не способны отличить красный от зелёного. Некоторые действительно видят мир монохромно. Но по факту количество людей с такими особенностями суммарно не будет превышать 1%. От полной цветовой слепоты страдает 1 человек из 30 тыс. и каждый 12-й житель Пингелапа.
Дальтонизм — полная либо частичная неспособность различать цвета. Соответственно, дальтоник не обязательно не различает цвета полностью. Эта способность может быть в разной степени занижена. Думаю здоровому человеку можно представить её просто как слегка пониженную контрастность изображения на определенных цветах. По этой причине я избегаю определения «дальтонизм» и в отношении себя использую «цветоаномалия» — не хочется в очередной раз участвовать в игре «Какого цвета эта машина?» либо вводить людей в заблуждение.
Значит дальтонизм встречается редко?
Очередное распространенное заблуждение: цветоаномалия — редкое явление. По статистике около 8 % мужчин и 0.5 % женщин имеют проблемы с цветовосприятием. Разные источники говорят разные цифры, показатели варьируются от 8% до 10%. И тут я перейду к вопросам дизайна. Представьте: каждый 10-ый пользователь вашего продукта имеет проблемы с восприятием цвета.
«Дальтоник-френдли» продукт
Не учитывать потребности 10% пользователей — не самое лучшее решение для дизайнера. Что мы можем сделать для того чтобы убедиться, что выбранные цвета подходят для дальтоников? На самом деле не многое, но этого достаточно:
- Проверить продукт через плагины позволяющие имитировать различные виды дальтонизма.
- Не использовать близкие по оттенку цвета, а также одинаковые по насыщенности и яркости.
- Посмотреть на страницы продукта в черно-белом цвете.
Если сомневаетесь, а менять цвет не представляется возможным , введите вспомогательные элементы: подписи, иконки, сделайте различия по форме элементов с разными цветами там где это уместно и представляется возможным.
На практике же проверять каждую страницу через призму дальтоника не имеет смысла. Если в проекте используются комплементарные цвета, либо оттенки цвета значительно отличаются, либо целевая аудитория вашего продукта исключительно девушки, то скорее всего у ваших пользователей не возникнет проблем. Если всё же возникли сомнения, то третий способ проверки является самым простым и универсальным. Люди с цветоаномалией выделяют цвета в первую очередь опираясь на яркость. Переведя ваш макет в чёрно-белый цвет можно удостовериться, что элементы дизайна отличаются друг от друга по этому параметру.
Именно так таблицы Рабкина и Ишихары вызывают трудности у дальтоников: цвета кружков отличаются, но яркость и насыщенность примерно одинакова. Лично я вижу цвет каждого кружка по отдельности, но в общей картине они не сливаются для меня в цифры и фигуры. В итоге не видно либо вообще ничего, либо очертания размыты и приходится угадывать, 6 там или 8. Дополнительную трудность создают кружочки, которые используют яркость отличную от остальных, тем самым дальтоник может видеть четкую 4 там, где обычный человек видит 2.
Хорошо, как это понять?
Я думаю настало время перевернуть игру.
Обычный человек, скорее всего, не видит ничего, либо видит правильный ответ размыто. Дальтонику же не составит труда найти очертания NO, яркость которого отличается от остальных кружков.
Дизайнер с цветоаномалией, это как?
Это нормально.
Я не вхожу в ту категорию людей с цветоаномалией, которые не способны различать цвета. Я прекрасно различаю оттенки, хотя и знаю ту часть спектра, в которой у меня могут возникнуть трудности (её я стараюсь избегать). На самом деле, единственное что я не могу — это пройти этот проклятый тест Рабкина.
Правда об оттенках и цветах я стараюсь не спорить, потому что знаю — то как я вижу определенные цвета, скорее всего не совпадает с тем, как их видят другие люди. Если мне вдруг скажут «этот зелёный грязный», я скорее всего замечу и соглашусь, а если не замечу, то просто уберу примеси других цветов и уведу ползунки поближе к 0, 255, 0. Такой подход исключит возможные проблемы и даст мне уверенность, что с цветом я не ошибусь.
За более чем 10 лет работы с графикой я не могу вспомнить ни одного случая, где моё восприятие подпортило бы мне жизнь или поставило бы меня в тупик. Ну и конечно в любой сомнительной ситуации я могу обратиться за помощью к друзьям и коллегам. Друзья взамен любят кидать мне тесты формата «собери все цвета в градиент» и смотреть, что из этого получится. С удовольствием их прохожу, потому, что самому интересно узнавать о том, как в действительности работает моё восприятие.
Зачем это всё?
Я надеюсь, что это поможет улучшить ваш продукт, сделать его удобнее для большего числа пользователей. А ещё возможно мне удалось донести немного полезной информации о принципах работы цветоаномалии и различиях в восприятии цвета.
Как насчёт вас? Знаете дизайнеров с дальтонизмом? Есть ли проблемы с восприятием цвета у вас? Пройдите тест, если сомневаетесь. Будет здорово, если вы поделитесь своим мнением и историями. А также с радостью отвечу на все возникшие вопросы.
Дизайн глазами дальтоника was originally published in Дизайн-кабак on Medium, where people are continuing the conversation by highlighting and responding to this story.
Источник: сайт designpub.ru