В британской столице открывается для публики ярмарка современного искусства Frieze London, наряду с Art Basel крупнейшая на рынке. Третьего октября прошло закрытое превью для коллекционеров, на второй день уже можно было приобрести билеты по £150. С 5 по 7 октября ярмарка наконец распахнет двери для всех.
Два VIP-дня позволяют хоть как-то коллекционерам не потеряться среди посетителей и спокойно осмотреться, выбрать себе понравившееся произведение искусства — даже в избалованном современным искусством Лондоне желающих прийти на международный смотр хоть отбавляй. И дело не только в искусстве: помимо стендов и большой программы встреч с коллекционерами и музейщиками, здесь проходят вариативные презентации, так что любителей просто потусоваться, посмотреть на людей, а может быть, и завести полезные знакомства, всегда хватает.
При входе посетителей встречает стенд «акулы рынка» — галереи Gagosian. Тем, кто следит за новостями искусства, нетрудно будет догадаться, чьи работы здесь занимают центральное место: конечно, Урса Фишера, чья полноразмерная скульптура-свеча «Даша», посвященная основательнице московского «Гаража», уже пару недель тлеет в витрине лондонского филиала галереи. На стенде выставлены самые свежие работы художника — несколько триптихов «Утро», «День» и «Вечер» — живопись на стали, меняющаяся в зависимости от времени суток от фигуративности к абстракции. Один триптих обойдется более чем в $1,5 млн, а работы, как уверяют стендисты, приехали на ярмарку прямо из студии художника.
Вторит гиганту арт-рынка соседняя галерея Sadie Coles HQ: здесь разместили фигуру-свечу, изготовленную по силуэту чуть менее известной, чем Даша Жукова, модели — куратора Франческо Бонами. Огромный «светильник», сделанный в 2017 году, обойдется в $950 тыс. У них же можно приобрести бронзовую скульптуру Сары Лукас, чья ретроспектива проходит сейчас в New Museum в Нью-Йорке, и живопись Лоры Оуэнс.
Сразу за ними — стенд нью-йоркской 303 Gallery с новой зеркальной работой Ника Маусса за $85 тыс., здесь же прошлогодняя серия фотографа Стивена Шора. Фотография пустой бутылки Coca-Cola обойдется в $45 тыс. Стивен в своей работе уделяет особое внимание обычным сценам будничной жизни, за что неплохо ценится на рынке. Рядом инсталляция Евы Ротшильд из алюминия, кожи и ткани. Именно она будет представлять Ирландию на Венецианской биеннале в 2019 году, так что шансов быть проданной у работы масса.
После этих трех заходных стендов голова немного идет кругом, и ты уже теряешься в потоке людей и искусства: несмотря на то, что это VIP-превью, людей даже в утренние часы очень много.
Относительное cпокойствие можно ощутить, оказавшись уже довольно глубоко внутри, например у стенда Kamel Mennour. Они выставили одно из самых интересных произведений ярмарки — инсталляцию франко-итальянской художницы Татьяны Труве ($650 тыс.) — корни дерева, из которых течет вода, разрушающие бетонный пол. Произведение начали устанавливать за некоторое время до начала ярмарки — нужно было вырыть бассейн в несколько метров длиной. И только после завершения работ все остальные галереи могли монтировать свои стенды. Также галерея продает объекты из бронзы Камиль Анро по $32 тыс. и зеркальную поверхность Аниша Капура.
Большой ажиотаж можно было заметить на стенде Galerie Thaddaeus Ropac, где представлены стальная скульптура Тони Крэгга за €480 тыс. и очередной «человек» Энтони Гормли, а в подсобке прячется одна из ранних работ Зигмара Польке за €550 тыс. Но внимание большинства приковывал портрет Дональда Трампа кисти популярного румынского художника, живущего в Берлине, Адриана Гение. За эту работу «Без названия», в которой нынешний президент США угадывается только по прическе, говорят, просили около €200 тыс. Продана она была сразу же, и, скорее всего, даже до открытия ярмарки. А яркие абстракции немецкого художника Даниэля Рихтера из серии «Музыка оргии» (€185 тыс.) перекликаются с его же работами за те же деньги на стенде соседей — галереи Grimm из Амстердама и Нью-Йорка.
Необычный стенд в том сезоне сделала галерея Stephen Friedman, представив неон, рисунки и двустороннее видео Дэвида Шригли. Художник, занимавший четвертый постамент на Трафальгарской площади два года назад со скульптурой «Все отлично!», очень популярен в Англии и мире. Тем приятнее, что его анимационное двустороннее видео можно купить всего за £18 тыс.
Главным новшеством Frieze London в этом сезоне стала новая секция «Social Work», посвященная художницам, изменившим рынок искусства. На стенде представлен выбор также женского жюри, в которое вошли, например, директор Whitechapel Gallery Ивона Блазвик и директор Ливерпульской биеннале Салли Таллант. Среди выбранных ими художниц — Соня Бойс, Тина Кин, Мэри Келли, Хелен Чадвик и другие.
Кроме, собственно, ярмарки, Лондон традиционно полон выставок и мероприятий, своими вернисажами подгаданных к Frieze. Можно успеть посмотреть предаукционные показы Sotheby’s, Christie’s и Phillips, которые впервые проводят торги, посвященные керамике, под кураторством Франческо Бонами. В Tate идет выставка номинантов престижной Премии Тернера, в Турбинном зале — перформативная инсталляция знаменитой кубинки Тани Бругеры. А в Whitechapel открылась первая в Великобритании большая выставка дуэта Elmgreen & Dragset.