В лондонской Тейт Модерн открылась выставка одной из самых оригинальных художниц модернизма Анни Альберс. Среди 350 экспонатов — тканые абстракции от крошечных до гигантских, эскизы для тканей массового производства, авангардные украшения, а также рисунки, фотографии, документы.
Анни Альберс стала знаменита благодаря своим тканым картинам с совершенно нехарактерными для текстиля мотивами. Художница работала в стиле геометрической абстракции, так что, если бы она писала маслом по холсту, ее картины укладывались в общий для модернизма тренд.
Выбор текстильной техники сделал ее искусство уникальным. Самое примечательное, что редкую художественную технологию выбрала не сама художница. Когда в 1920-е годы дочь мебельного фабриканта из Берлина поступила в Баухауз, женщин не брали в мастерскую стекла, куда она хотела попасть. По мнению директора школы, прогрессивного дизайнера Вальтера Гропиуса, женщины должны были обучаться в мастерских ткачества, керамики и переплетения книг. Альберс выбрала ткачество. Ее абстрактным тканым картинам мог бы позавидовать даже ее супруг, художник-абстракционист Йозеф Альберс, с которым она познакомилась в стенах альма-матер.
С самого начала Анни Альберс вдохновляло искусство Перу. Геометрические перуанские орнаменты она изучала на примере коллекции Музея народного искусства в Берлине, а также брала их из книг. Окончив школу, она возглавила ткацкую мастерскую, в которой училась.
Блестящая карьера была прервана после того, как нацисты пришли к власти, и супругам Альберс пришлось эмигрировать в США. Однако в Америке оба художника обрели не только покой, но оказались очень востребованы. Сначала Йозеф, а потом и Анни преподавали в колледже Black Mountain. Тогда же она начала экспериментировать с дизайном украшений, выпустив авангардную серию ожерелий из металлических шайб, бутылочных пробок, скрепок для бумаги и колец для штор. Из США супруги Альберс много путешествовали по Мексике и Южной Америке, изучая перуанское искусство в оригинале. И произведения Анни были оценены по достоинству — уже в 1949 году ее выставка состоялась в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Сегодня она кумир современных дизайнеров, среди которых Пол Смит, Нейша Кросланд, Кристофер Фарр.