Содержание статьи
- 1 Всем привет, сегодня я поделюсь с вами некоторыми идеями по поводу айдентики. Почему я предположил, что вам это будет интересно? В первую очередь по тому, что именно айдентика на сегодняшний день, по моим наблюдениям, является наиболее востребованной рынком специализацией в графическом дизайне, сразу после дизайна ногтей (это я сейчас пошутил)…
- 2 К ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ КРЕАТИВНОСТЬ
- 3 СКОЛЬКО СТОИТ КРЕАТИВНОСТЬ?
Всем привет, сегодня я поделюсь с вами некоторыми идеями по поводу айдентики. Почему я предположил, что вам это будет интересно? В первую очередь по тому, что именно айдентика на сегодняшний день, по моим наблюдениям, является наиболее востребованной рынком специализацией в графическом дизайне, сразу после дизайна ногтей (это я сейчас пошутил)…
А если серьёзно, то дело в том, что в айдентике содержится ДНК профессии — навык извлекать знак-символ, трансцендентальное умение переводить сообщение, выраженное словесно, на символический язык изобразительных образов. Почему этот навык так важен? В первую очередь, потому что согласно современной модели профессии, всё сделанное дизайнером, является знаком или визуальным текстом. По большому счёту, язык знака — это культурный язык постиндустриальной эпохи. Им пользуются и кинематограф, и театр, и литература, и даже мода. Именно поэтому
миссия дизайнера, в первую очередь, информационно-коммуникационная, а отнюдь не эстетически-украшательская, как по старинке думают многие.
Знак — это и средство коммуникации, и способ установить непрерывную связь с брендом, что необходимо для поддержания диалога производителя и потребителя, поскольку именно через знак осознаётся наша причастность к той или иной торговой марке, к той или иной модели потребления.
Позволю себе циничное суждение, что в обществе потребления обычный человек — есть сумма брендов, которым он симпатизирует и которые потребляет. И на вершине всей этой пирамиды ценностей находится знак.
И фирменный стиль вообще, и товарный знак в частности представляют собой визуальную оболочку бренда, так называемую “корпоративную идентичность”. Само слово «айдентика» — это сокращение от английского corporate identity, употребляется оно только россиянами, а для всего остального мира привычным является именно corporate identity.
К ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ КРЕАТИВНОСТЬ
В широком смысле идентичность — это оригинальность, или сумма отличительных черт. А что есть оригинальность в контексте проблем визуального брендинга? Объясню через пример. Представьте себе, что вам привалила удача, вы получили заказ на разработку гайд-бука аптечной сети и одним из важных условий договора является условие, что ваш продукт должен обладать высокой степенью оригинальности.
А на российском рынке уже существует приблизительно 2000 аптек и аптечных сетей, и у каждой есть фирменный стиль. Как создать дизайн, который не будет схож ни с одним из 2000 существующих? Как заставить свой мозг выдать решение, которое было бы на 100%, ну или хотя бы на 90% оригинальным? Как обыграть целую армию дизайнеров, которая трудилась до вас и в рядах которой могут оказаться весьма опытные игроки?
СКОЛЬКО СТОИТ КРЕАТИВНОСТЬ?
Рецепт успеха можно выразить одним словом — креативность. Креативность — это в полном смысле слова золотой ключик к успеху в дизайне. Он открывает двери как к славе так и высоким ценникам. Фирменный стиль у разных дизайнеров может стоить и 10 000 рублей, и 100 000. На Freelance-площадке, где кормятся сотни тысяч дизайнеров, можно видеть цены и 5 000, и 3 000 рублей за разработку логотипа. Великий американский коммерческий график Пол Ренд продал Стиву Джобсу в 1985 году логотип NeXT за 30 000$, что для 80-х было астрономической суммой (о Ренде я как-то писал у себя в блоге). Студия Артемия Лебедева, по непроверенным данным, может взять за разработку фирменного стиля несколько миллионов рублей.
Молодые дизайнеры, не имеющие навыка создания продукта с высокой степенью креативности, вынуждены делать кальки с работ своих более изобретательных коллег. Очевидно, что копия не может стоить дорого, а иногда неумело скопированная работа превращается в плагиат, и за неё можно, простите, и по голове получить и от заказчика, и от автора оригинала. Во времена моей студенческой юности, студента, уличённого в плагиате, могли даже отчислить из института. Я однажды стал свидетелем такого случая.
Оригинальные идеи в графическом дизайне всегда неплохо ценились. Управление креативностью — это технология. Она была изобретена американскими учёными-математиками ещё в 70-е года прошлого века. На сегодняшний день таких технологий более десяти. Это групповой мозговой штурм (brainsotrm), ментальная карта (mind-map), метод метафор, морфологический анализ, метод принудительных связей, метод обратных предположений, проективный метод и др. Я из них знаю пять, использую два-три.
Замечу, что креативность принадлежит к высокопрофессиональным навыкам, и как любой высокопрофессиональный навык тренируем. Для многих это окажется приятной новостью. На занятиях в моей онлайн школе, помимо всего прочего, я посвящаю часть времени именно проблеме управления собственной креативностью в проектировании. В следующих своих постах я расскажу об этом, а так же о том, чем дешёвая айдентика отличается от дорогой, и как увеличить свою стоимость на рынке графического дизайна.
Не пропустите мой следующий материал. Всем творческих успехов, делайте дизайн и не забывайте ставить 👏