Каждый день мне на почту приходит от одного до пяти откликов на вакансии. Я отвечаю (или не отвечаю) на письма, раздаю тестовые задания, провожу собеседования и вижу одни и те же проблемы.
Среди опытных ребят конкуренция невысокая. Зато неопытных дизайнеров — как рыбы в море. Казалось бы, ребята должны дико изворачиваться, чтобы выделиться в потоке, но проблемы у них плюс-минус одинаковые. Сильные и опытные дизайнеры разные, а слабые и неопытные похожи друг на друга: у них однотипные работы в портфолио, однотипные письма и схожее поведение на собеседованиях.
В этой статье расскажу о проблемах в письмах и на собеседованиях: какие ошибки допускают дизайнеры и как их трактует работодатель. Морали не будет: это просто список наблюдений и отчёт об ошибках. Возможно, статья окажется вам полезной, если вы ищете работу.
Содержание статьи
Проблемы в письмах
Письма нет вообще
В потоке вакансий дизайнер нажал на кнопочку «Откликнуться». Такую кнопочку он нажимает на автомате, завидев нужную сумму в поле «Зарплата». Чтобы ознакомиться с его портфолио, надо перейти на профиль, порыться там, сохранить ссылки.
Не то чтобы работодателю влом это делать. Но практика показывает, что даже если уделить такому соискателю время, написать письмо и прислать тестовое задание, в 90% случаев делать он ничего не будет. У него нет сформированной привычки тратить силы на потенциального работодателя.
Письмо в жанре «Поток сознания»
Эпическое полотно, повествующее о нелёгкой судьбе автора. Как он родился в глухой тайге среди белок и еловых шишек, как он до шестнадцати лет ел одни коренья, учился на сталевара, пока однажды духовные поиски не привели его в профессию фэшн-фотографа.
Герой переехал в Москву, но Москва — ужасный город, алчный и суетный, и вскоре жизнь заставила героя уйти в полиграфию и делать листовки «Распродажа в магазине пуховиков». Герой, как мог, барахтался в этом болоте, подрабатывал на свадьбах, похоронах и поминках, освоил ремесло эс-эм-эмщика, а теперь наконец осознал, что путь просветления пролегает в дебрях веб-дизайна.
За этой душераздирающей историей следует подробный пересказ всех хобби: медитация, вышивание крестиком, валяние игрушек, установка пластиковых окон. В конце скромная ссылка на портфолио: две визитки, один флаер.
Спору нет, эпос захватывающий. Но что с ним делать?
Странные форматы
Портфолио в rar, резюме в psd, ссылки на фриланс-ру. Может быть, где-то там скрывается неогранённый алмаз, но вероятность встретить его на сайте фриланс-ру стремится к нулю. Артдир ещё не открыл ссылки, а его сердце уже предвкушает трэш.
Безграмотность
Проблемы с орфографией и пунктуацией, пробелы перед точками и опечатки выдают небрежность. Конечно, это лечится. Конечно, это не ставит крест на дизайнере. Однако у небрежности есть такое свойство — кочевать в процессы, макеты и деловую переписку. Артдира, который постоянно разбирает десятки откликов, такие штуки настораживают с первых строк.
Хаос
Отсутствие структуры (да хотя бы разбиения на абзацы) выдаёт хаос в голове дизайнера и неумение организовать себя. А ведь эти навыки не менее важны, чем технические скиллы и портфолио.
Штампы ради впечатления
«Я профессионал в своём деле». «Ответственно решу ваши задачи с творческим подходом». Понятно, что соискатель пытается произвести впечатление любыми способами. И чисто по-человечески это можно принять.
Однако слова про профессионализм не убеждают собеседников в том, что человек действительно профессионал. Убеждают примеры работ и польза, которую он может принести людям.
Штампы инфостиля и Джим Кэмп за триста
«Следую принципам несдвигаемых сроков», «согласовываю понимание задачи», «решаю задачи бизнеса по системе ФФФ». И моё любимое: «Понимаю, вы сомневаетесь. Если я вам не подхожу, просто скажите нет».
Бюро Горбунова само по себе прекрасно, школа сильная, но, к сожалению, из неё частенько выходят зазомбированные ребята. Когда дизайнер в письме сразу упирает на ФФФ, это показывает, что он очень сильно заморочен правилами бюро. На первом месте будут именно эти правила, а не личные принципы работы. Этот подход подходит некоторым студиям, а для остальных является тревожным звоночком — возникают сомнения в гибкости спеца.
Что касается Кэмпа, то переговоры по этой системе — отличный инструмент, но им нужно уметь пользоваться. Неуклюжие манипуляции выдают лишь поверхностное знакомство с Кэмпом и не приближают к цели.
Проблемы на собеседованиях
Дизайнер как художник
«Я окунулась в мир дизайна после искусствоведческого факультета», «мне всегда нравилось украшать мир», «я хочу создавать что-то очень красивое» и другие вариации на тему.
Трудный случай. У такого дизайнера есть представление, что дизайн — это про красивые картинки. Возможно, дизайнеру удалось нарисовать пару симпатичных макетов, но при столкновении с реальной задачей серьёзного клиента начнётся ад. Артдиру и менеджерам придётся потратить много месяцев, чтобы поменять подход и повернуть дизайнера лицом к бизнес-требованиям. И не факт, что получится.
Неуверенность в себе и мире
Чем вы хотите заниматься у нас? «Я не знаю». Расскажите про свой опыт — были интересные задачи? «Ну, наверное…» Что вам даётся легко? «Ну, всякое». А что тяжело? «Ну, не знаю…»
Неуверенность в себе — частый симптом у дизайнеров, однако нельзя ж доходить до такой вялости. Как работодатель что-нибудь поймёт о вас, если вы ничего не рассказываете?
Чрезмерная уверенность
«Я докажу вам, что я круче всех, через месяц всё будет сиять, вы поднимете мне зарплату, процессы пойдут сказочно, дизайн будет зашибатый!».
Мало того, что это звучит неубедительно, так ещё и человек дико накручивает ожидания. Такой дизайнер банально опасен для проекта. Как только он начнёт делать то же самое с клиентскими ожиданиями, велосипед окажется в огне.
Лесть
Нечестная похвала легко вычисляется простыми вопросами: хорошо, а чем именно мы вам так нравимся? Какие наши проекты вас впечатлили? Что вы о нас знаете? Когда выясняется, что льстец ничего толком не знает, доверие к нему пропадает.
Здесь есть нюанс: сам по себе вопрос «Почему вы пришли именно в нашу компанию» звучит глуповато. Мол, вы искали дизайнера, а я искал работу — вот звёзды и сошлись, о чём тут говорить?
Но этот вопрос очень важен, если у агентства есть своя специфика. Например, работа только с корпорациями или только со стартапами, фокус на сервисах, интернет-магазинах или строительных компаниях. Работодатель задаёт на собеседовании вопрос «Почему вы пришли к нам», чтобы понять степень осведомлённости соискателя и убедиться, что человек действительно понимает, куда он идёт. Если соискатель никак не выделяет эту компанию среди других, то в работе его ждёт масса сюрпризов и крах ожиданий.
Отсутствие вопросов
Самый тревожный звоночек: человек приходит на собеседование, он намеревается связать свою жизнь с некой компанией, и у него нет никаких вопросов к ней. Ребята, как устроен ваш процесс? С кем вы работаете? С кем не работаете? В чём вызовы, в чём рутина, какие у вас планы и для чего конкретно вам нужен я?
Эти вопросы необходимы, потому что дизайнера нанимают, чтобы решать какие-то проблемы. Если дизайнер не выказывает заинтересованности в чужих задачах и проблемах, значит, он пришёл решать только свои проблемы. С такой установкой ничего не выйдет.
Человек становится востребованным на рынке, когда он нацелен на помощь другим людям и компаниям. Чем больше дизайнер интересуется проблемами и спецификой бизнеса, тем ценнее он для компании, тем больше пользы он может принести. Он может создавать эстетически приятные макеты, собирая лайки на бехансе и дриббле, но если эти макеты не опираются на бизнес-задачу, толку от такого работника не будет.
Источник: ДизайнКабак