Фильмы о дизайнерах и дизайне — отличный способ расширить свой профессиональный кругозор и сделать это легко и непринужденно.
Содержание статьи
- 1 «Искусство дизайна» (The Art of Design)
- 2 «Гельветика» (Helvetica)
- 3 «Баухаус: лицо двадцатого века» (Bauhaus: The Face of the 20th Century)
- 4 «Почему человек творит?» (Why Man Creates)
- 5 «Лестница в небо» (Sky Ladder)
- 6 «Айрис» (Iris)
- 7 «Современный российский дизайн» (The Modern Russian Design)
- 8 «Коллекционеры кроссовок» (Sneakerheadz)
- 9 «Способы видеть» (Ways of seeing)
- 10 «Гений дизайна» (The Genius of Design)
«Искусство дизайна» (The Art of Design)
Премьера сериала состоялась в 2017 году на сайте Netflix. В The Art of Design — восемь эпизодов и каждый посвящен определенной сфере дизайна: интерьерному дизайну, дизайну предметов, автомобилей, одежды, обуви, графическому сценическому дизайну и дизайну зданий – архитектуре. В кадре появляются Бьярке Ингельс – один из самых известных архитекторов нового поколения, сценический дизайнер Эс Девлин, архитектор интерьеров Илзе Кроуфорд, шеф-дизайнер Chrysler Ральф Жиль, дизайнер Nike Тинкер Хэтфилд и другие представители профессии.
«Гельветика» (Helvetica)
Трудно представить фильм, целиком посвященный одному шрифту, только если речь идет не о Helvetica. Разработанный в Швейцарии более полувека назад Максом Мидингером с Эдуардом Хоффманом, шрифт без засечек быстро стал узнаваемым — он появлялся на корпоративных логотипах, схемах транспортных систем и произведениях искусства. Но фильм в общем-то не столько о конкретном шрифте, сколько о том, как типографика влияет на нашу жизнь и формирует пространство, в котором мы живем, от Соединенных Штатов до Великобритании. О феномене Helvetica в картине размышляет в том числе немецкий дизайнер и профессор Бременской академии искусств Эрик Шпикерманн. Фильм вышел в 2007 году (на 50-летний юбилей шрифта), но менее актуальным не стал.
«Баухаус: лицо двадцатого века» (Bauhaus: The Face of the 20th Century)
Высшая школа архитектуры и дизайна «Баухаус», основанная в Веймаере в 1919 году, — одно из наиболее впечатляющих образовательных движений в искусстве ХХ века. Влияние «Баухауса» затронуло буквально все сферы искусства: архитектуру, живопись, скульптуру, дизайн и театр. Главной целью основателей движения было сделать промышленные товары красивыми, удобными и доступными для всех — двигать дизайн в массы. Британская картина 1994 года рассказывает о том, как формировался «Баухаус», как он был устроен, кто в него входил, каким образом направление завоевало общественную любовь, приобрело последователей по всему миру и отзывается эхом до сих пор.
«Почему человек творит?» (Why Man Creates)
«Почему человек творит» рассказывает о природе творчества и подходах, которые принято использовать, занимаясь созданием чего-то нового. Отвечая на вопрос, почему, собственно, человек творит, авторы картины отмечают, что процесс творчества делится на несколько этапов. Древние люди радуются удачной охоте и пытаются запечатлеть свои подвиги. Так появляется наскальная живопись. Потом начинается постройка первых домов, орудий труда, средств передвижения и так далее до активной творческой деятельности современных людей. Кстати, в 1968 году этот короткометражный анимационный документальный фильм выиграл премию «Оскар».
«Лестница в небо» (Sky Ladder)
Цай Гоцян – мастер, объединяющий в своем творчестве Восток и Запад, высокое искусство и повседневность, вековые традиции и современные стратегии. «Лестница в небо» – история жизни и творчества самого знаменитого художника Китая, внимательно сделанный портрет, который хочется не только смотреть, но и слушать. Звукорежиссеры потрудились на славу: погружаться в мир Цай Гоцяна зритель будет проникновенные шорох и свист – неотъемлемую составляющую работ артиста.
«Айрис» (Iris)
Дизайнер интерьеров и коллекционер уникальных аксессуаров и нарядов Айрис Апфель – признанная икона стиля. 29 августа фешн-диве исполнилось 96 лет, а она до сих выглядит и держится лучше, чем большинство из нас. На 90-м году жизни Айрис Апфель даже удостоилась профессорского звания, став приглашенным учителем Техасского университета в Остине. Гранд-дама занимает этот пост до сих пор, ежегодно отсматривая проектные работы студентов факультета дизайна. Документальный фильм «Айрис» о жизни и стиле «редкой птицы» снял легендарным режиссер-документалист Альберт Майзелс, он вышел в 2015 году. Увы, сам маэстро до премьеры не дожил всего месяц.
«Современный российский дизайн» (The Modern Russian Design)
Фильм Сергея Шановича — первая попытка задокументировать 20-летнюю историю российского дизайна и рассказать об этой индустрии на примерах отдельных проектов графического, индустриального, фэшн-дизайна и мультимедиа-дизайна. Первый фильм запланированного цикла рассказывает о российской школе дизайна и о современных художниках, занимающихся графическим дизайном, о том, над чем они сейчас работают, где получают образование и что думают о своей профессии. Цель проекта — привлечь внимание к самой профессии, услышать компетентное мнение российских дизайнеров о дизайн-индустрии без посредников и интерпретаторов.
«Коллекционеры кроссовок» (Sneakerheadz)
Sneakerheadz – подарок для поклонников уличной моды. Он собран из разговоров с дизайнерами, владельцами магазинов и поклонниками кроссовок. Важные исторические кадры вроде отрывков из клипов, журналистских сюжетов и спортивных матчей здесь перемежаются с красивыми съемками обуви и рассказами о возникновении слова «сникеры», Майкле Джордане и Nike, Run DMC и Adidas, коллаборациях и ночных кэмпингах у магазинов. В фильме полно интересной, в том числе и очень грустной, статистики. Вы, например, знали, что каждый год из-за кроссовок совершается более 1200 убийств? Это примерно 20 в неделю.
«Способы видеть» (Ways of seeing)
Четырехсерийный фильм Ways of seeing, снятый в 1972 году для BBC по сценарию писателя, искусствоведа, художника Джона Бергера поднимает вопросы о традиционной западной эстетической культуре, подвергая их критике. Картина поднимает вопросы о восприятии современным зрителем классических изображений, о роли женского тела в истории искусств, о том, как на протяжении веков изображения управляли массовым сознанием, и, наконец, о том, как современная реклама освоила тот инструментарий, который был разработан в рамках художественной традиции. По мотивам потом была выпущена книга, о которой критик Sunday Times писал: «Бергер не просто открывает нам глаза на то, как мы видим произведения изобразительного искусства, он почти наверняка изменит само восприятие искусства зрителем».
«Гений дизайна» (The Genius of Design)
«Гений дизайна» – это серия короткометражных фильмов BBC о становлении дизайна в эпоху индустриализации до его развития в наши дни. Последняя из пяти серий повествует в том числе о простых предметах, которые в корне изменили нашу жизнь (например, о встроенном металлическом ушке для открывания консервной банки или о пружине в прищепке). Предназначение дизайна теперь изменилось, считают создатели картины. Если раньше он был ориентирован в первую очередь на нужды потребителя, то теперь, когда у нас есть все, – на исполнение мечты.
Источник: Coalla Agency