Не каждый день вы играете в пинг-понг в Арктике. Но Чарльзу Кселоту и другим на борту российского грузового корабля RZK Constanta не оставалось ничего другого, кроме как заняться настольным теннисом, посмотреть телевизор или расслабиться в бортовой сауне. Судно перевозило строительные материалы для нового завода по производству сжиженного природного газа на отдаленном полуострове Ямал, но его маршрут через Карское море вдоль Северо-восточного прохода был заморожен. Ледокол не мог буксировать его еще пару недель, оставляя экипажу достаточно времени для исследований и разработок. «Это было похоже на оплачиваемый отпуск для них», — говорит Кселот.
Этот опыт, который произошел две зимы назад, иллюстрирует проблемы, с которыми сталкивается Россия, когда она пытается использовать ресурсы Арктики, — предмет документов Кселота в его поэтической серии . В тундре есть газ . На его сюрреалистических фотографиях изображено строительство нового завода, условия его замерзания и судоходные операции вдоль Северо-восточного прохода, включая чудовищный ледокол (на фото выше), который появился снежной ночью, чтобы буксировать судно в порт. «Мы говорили:« Да, наконец-то! Мы собираемся двигаться! », — говорит Кселот.
Арктика содержит приблизительно 22 процента необнаруженных на Земле нефти и природного газа с более чем 60 крупными месторождениями — 43 в России — обнаружены с начала 1960-х годов. До недавнего времени эти ресурсы были в основном в ловушке подо льдом и высокой стоимостью работы в неразвитых регионах. Но это меняется, так как таяние льда облегчает бурение и открывает новые морские пути, такие как Северо-восточный проход, который вдвое сокращает время в пути из Европы в Азию (и не позволяет пиратам загружаться). Конечно, препятствия остаются: лед восемь месяцев в году, темнота в течение трех и экстремальная погода с температурой ниже -50 градусов по Фаренгейту — не говоря уже о хрупкой окружающей среде. Но Россия, чья экономика частично основана на экспорте энергоносителей, стремится доминировать на новой границе.
«Россия исторически была территориальной и управляемой природными ресурсами державой, и она оставалась таковой до сегодняшнего дня». говорит Агния Григас, эксперт по энергетике и автор Новая геополитика природного газа . «Внимание к блокированию арктических ресурсов и маршрутов тесно связано с амбициями Кремля по расширению своего влияния и статуса великой державы за пределы своей территории».
Что может быть лучше, чем Ямал, в буквальном смысле слова «конец света» на местном ненецком языке? По данным российской государственной нефтяной компании "Газпром", автономный округ больше Техаса и имеет 32 месторождения природного газа, на которые приходится около 35 триллионов кубических ярдов. Именно здесь, на тысячах свай, втиснутых глубоко в вечную мерзлоту, санкционированная США компания Novatek только что установила свой завод по производству СПГ на ямале (сжиженного природного газа) на 27 миллиардов долларов. Банк, финансируемый китайским правительством и французским газовым гигантом Total, добывает природный газ на тысячи футов под землей и охлаждает его до жидкой формы, которую легче транспортировать. При полной загрузке он может поставлять до 18 миллионов тонн СПГ в год танкерам, плавающим по Северо-восточному проходу, направляющимся в Европу и США. «Путин пообещал сделать Россию ведущим экспортером СПГ», — говорит Григас. «Ямал СПГ представляет собой эту амбицию».
Кселот слышал о проекте четыре года назад, когда жил и работал в России. Он объединил его любовь к экстремальному климату с его опытом в области инженерии окружающей среды, карьерным путем, который он бросил фотографировать в 2010 году. Поэтому он связался с Новатеком, и они согласились позволить ему документировать завод в обмен на несколько фотографий.
Он делал это с помощью цифровой камеры среднего формата во время шести поездок на Ямал, пересекая ледяную местность на снегоходах, треколах (шестиколесном амфибии, которую предпочитает Путин), и на кораблях — и не только на том, который оказался на мели. Кселот также совершил плавание по Северо-восточному проходу на борту Кристофа де Маржери нового ледокола-танкера стоимостью 320 миллионов долларов, который может прорезать свой собственный путь через лед толщиной почти 7 футов. Это одно из 15 таких судов, специально предназначенных для СПГ на Ямале — демонстрирующих решимость России преодолеть вызовы Арктики и экспортировать свою энергию в остальной мир.
Для Xelot путешествие привело историю домой — в его случае , в прямом смысле. Судно доставило СПГ с Ямала в его родную Францию, где он снова живет. «Кажется, это далеко, — говорит Кселот, — но когда вы включаете газ, чтобы вскипятить немного воды для приготовления пасты, этот газ может поступать из тундры».