В новом выпуске журнала LogoArchive исследуется дизайн брендов в Европе эпохи Возрождения и приводятся аргументы в пользу его влияния на модернистских дизайнеров середины века.
Что общего между работой швейцарского дизайнера Жюльена ван дер Валья, сделанной в 1967 году для лейбла солнцезащитных очков, с принтом в стиле Ренессанс? Довольно много, согласно последнему выпуску LogoArchive.
Logo Redux — отредактированный основателем LogoArchive Ричардом Бэрдом и исследованием дизайнера Даррена Лидера — документирует ранние печатные знаки и их связи с модернистскими логотипами 20 века. Он вдохновлен работой над историческим книжным проектом «Открытие архива» и схемами, начиная с 1477 года, спустя десятилетия после того, как Иоганнес Гутенберг сконструировал первый печатный станок в Германии.
«По мере того, как печать распространилась по Европе в течение десятилетий, последовавших за изобретением печатного станка, компании осознали острую необходимость в устройстве, которое определило бы их продукт и выделило их среди конкурентов», — объясняет Лидер. Фирмы — как называли себя печатные машины — использовали эти знаки по разным причинам.
Некоторые были практичными. После того, как печатная машина собрала чернила, подвижный шрифт и начала создавать желаемые объекты, стало понятно, кто создал книгу для защиты от пиратства. По словам Лидера, это также превратилось в более широкое мероприятие по построению бренда.
Он указывает на знак лондонского печатника и издателя Винкин де Ворд, в чьих рисунках часто использовались значки с изображением солнца. «Это стало самостоятельной иконой, которая стала символом Wynkyn de Worde на Флит-стрит», — говорит Лидер. «Он стал частью визуальной идентичности вместе с логотипом». Лидер также предполагает, что немецкий типограф Альбрехт Дюрер, возможно, создал «первый знаменитый бренд», используя свою монограмму в качестве знака.
Содержание статьи
«Соблазнительный» дизайн логотипа
Лидер видит параллели с ранними днями Интернета в 1990-х годах, когда «внезапно все почувствовали потребность в сайт." Марки печатников были полезным способом для фирм выделиться, а не только для читателей. «Это также было полезно для контактов, поставщиков и конкурентов в полиграфической отрасли», — объясняет Лидер. Однако, в отличие от более поздних тенденций в дизайне, часто таинственные знаки не имеют большого отношения к технологическому прогрессу. Как говорит Лидер: «Именно эта отметка обольщает и очаровывает зрителя. Это знак без буквального значения ».
Одним из примеров этого, выделенного в Logo Redux, является знак «четверка обратная». В этом дизайне цифра «4» была перевернута, и она часто помещалась поверх шара. Рамки могут быть изменены для разных принтеров, например, с добавлением инициалов. Перевёрнутый знак может иметь корни в церкви, и типографы увидели бы его на товарах торговцев, где он использовался для различения и аутентификации продуктов. «Сферы выглядят такими странными, любопытными и разными», — добавляет Лидер.
Лидер особенно озадачен знаком немецкого печатника Арнольда тер Хёрнена, который напоминает изогнутый геральдический герб с отсутствующей одной стороной. На нем также есть два креста и значок звездочки. «Это похоже на экспериментальную и интуитивно понятную практику», — добавляет Лидер. Символы и незаконченный каркас герба — часть тайны марки. «Меня заинтриговал тот факт, что он не завершил свой путь».
Существует также треугольная марка французского печатника Тильмана Кервера, выпущенная в конце 15 века, дизайн которой Лидер называет «прерванным». Нет очевидного вдохновения — оно может быть религиозным, но не окончательным. «Я действительно нахожу соблазнительным, когда вы видите этот след и линии, которые не сразу узнаваемы». Другие основные моменты включают знаки для голландского и итальянского принтера, которые, возможно, были разработаны для того, чтобы люди могли добавлять свои инициалы.
Дизайнеры в качестве наблюдателей
Лидер признает, что делать предположения, оглядываясь на 500 лет назад, сложно. Возможно, что значения могли быть ясны печатникам и их современникам, чем современным зрителям. Кажется очевидным, что они были частью тенденции к орнаменту в редакционном дизайне, на которую повлияло добавление к страницам ксилографических иллюстраций.
Именно этот типографский и редакционный дизайн книг эпохи Возрождения первоначально привлек внимание Лидера — например, использование золотого сечения и применение системы координатной сетки. По словам Лидера, книги также рассматривались как «интерактивные», поэтому читателя можно было бы поощрять комментировать внешние поля своими собственными размышлениями. Часто использовались миниатюрные буквицы, чтобы читатели могли заполнить свои собственные декоративные узоры. «У состоятельных владельцев была возможность нанять мастеров для освещения и раскрашивания иллюстраций или карт», — добавляет он
.
По словам Лидера, в то время это было лишь одной тенденцией в дизайне. Появились также графические знаки, такие как знак Альда Мануция, на котором изображен дельфин, переплетенный с якорем. Используемый для выражения любопытства, этот знак отличается от большинства, представленных в Logo Redux. «Меня заинтриговали первые отметки, в которых нет буквального толкования того, что они делают, нет физических чертежей печатного станка, открытой книги или чего-то еще, — говорит Лидер. «Мне нравится, что они, должно быть, смотрели вокруг — дизайнер как наблюдатель».
«Забытая эпоха дизайна логотипов»
Это чувство соблазнительной простоты связывает их с модернистскими знаками, считает Лидер. Он приводит такие примеры, как логотип Гельмута Салдена 1970 года для De Baak Management Institute, дизайн Вальтера Бреккера 1951 года для Goldschmiede Bauch-Engein и работу Карла Герстнера 1961 года для Helvetia Feuer Insurance. «На мой взгляд, они воплощают в себе сходные качества интуитивной маркировки и взаимосвязи формы, которая создает экономический визуальный язык», — говорит Лидер. «Это узнаваемая связь для современных дизайнеров, открывающая для себя забытую или даже забытую эру дизайна логотипов».
Лидер связывает это с орнаментом вокруг знаков эпохи Возрождения, которые он считает «отвлечением». «Когда я смотрю на эти логотипы, они не нуждаются в украшении гравюрами на дереве вокруг них — достаточно знака», — объясняет он. Это еще один пункт для сравнения с модернистскими знаками 20-го века, которые, возможно, сами были украшены изображениями — например, фотографиями в годовых отчетах. По словам Лидера, оба набора оценок «красивы сами по себе».
Лидер рассматривает журнал как начало более широкого (и столь необходимого) расследования. Он также считает, что разные дизайнеры найдут разные ссылки в своей подборке. «Это удивительно, когда вы впервые смотрите на эти логотипы и проводите собственное исследование», — добавляет он. «Вы проводите собственное сравнение».
Однако он извлек уроки из этого проекта. «Простота знаков — их очарование — они не перегружены работой», — говорит Лидер. Это напоминает ему разговоры, которые он вел с дизайнерами о «знаковых знаках»: логотип, требующий отборки, может быть столь же эффективным, как и тот, который сразу бросается в глаза. «Это позволяет вам думать, что этот знак является синонимом этой организации, но при этом не является буквальным толкованием», — говорит Лидер. «Хотя это выглядит неясно, его нужно расшифровать — он не передает вам все на тарелке».
LogoArchive Дополнительная проблема: Logo Redux можно купить прямо сейчас на веб-сайте LogoArchive. Это стоит 10 фунтов стерлингов.