Мы смотрим на жизнь и деятельность французского дизайнера 20 века Шарлотты Перриан, чья модернистская карьера стала предметом новой блокбастерной выставки в Музее дизайна.
Первое, что делают отдыхающие, приближаясь к Лез-Арку в Савойе, Франция, — припарковывают машину подальше от гор. Это правило не подвергалось сомнению и не менялось с тех пор, как горнолыжный курорт открыл свои первые двери в 1968 году. Его ввела его дизайнер Шарлотта Перриан, и по сей день никто не осмеливается переосмыслить это видение.
За свою шестидесятилетнюю карьеру Перриан была тяжеловесом в дизайне 20 века, привнося свой модернистский и гуманный подход в проекты мебели и интерьеров по всему миру. Ее обширные работы станут предметом новой выставки в лондонском Музее дизайна. «Современная жизнь» описывает подъем дизайнера, работа которого помогла сформировать то, как мы существуем в наших домах сегодня.
Содержание статьи
«Прирожденный соавтор и синтезатор»
Молодая Перриан прорезала зубы, работая со знаменитым швейцарско-французским архитектором и дизайнером Ле Корбюзье в ее родной Франции. Она заработала место в его студии всего в 24 года. В ходе других совместных работ она стала свидетелем ее работы и сформировала дружбу на всю жизнь с такими, как Пьер Жаннере и Жан Пруве. По словам главного куратора Музея дизайна Джастина МакГирка, она была «естественным соавтором и синтезатором».
Однако в ее дни масштабы ее сотрудников часто затмевали собственный талант Перриан. К счастью, в наши дни работы Перриан вызывают заслуженное восхищение — ее предметы мебели особенно высоко ценятся коллекционерами.
Современная жизнь разделена на три отдельных элемента и периода заднего каталога Перриана: Эпоха машин, Природа и синтез искусств и Модульный дизайн для современной жизни.
Сидя внутри «мира Перриана»
Эпоха машин, как следует из названия, исследует раннюю дизайнерскую карьеру Перриан, когда она работала с металлом и манипулировала им для своей мебели.
Среди включенных работ — копия ее собственной квартиры-студии в Сен-Сюльпис, Париж. На выставке объясняется, что теснота пространства оказала на дизайнера неизгладимое впечатление, разожгая всю жизнь его любовь к складским и многоцелевым пространствам.
Эта инсталляция — одно из нескольких воссозданий комнаты, созданных Assemble, командой 3D-дизайнеров выставки. Другие включают реконструкцию декораций, спроектированных Перрианом и Ле Корбюзье для Осеннего салона 1929 года, секцию офисов, спроектированных в 1957 году для лондонского отделения Air France, и спальню в студенческом общежитии Maison du Mexique в Париже с 1952 года
«[We] демонстрировал проекты Перриана в разговоре друг с другом», — говорит Ассембл. «Перрианд часто создавала воссоздание больших комнат для демонстрации своих творений, что означает, что ее мебель, в частности, всегда показывалась среди других предметов и в сочетании с ними. Мы поддерживаем это, создавая серию внутренних комнат по всей выставке, стирая границу между полноценными развлечениями ».
Среди стульев, столов и кроватей эти пространства также демонстрируют приверженность Perriand правильному хранению. Ее характерные книжные шкафы размером с стену, которые можно найти на всей выставке, демонстрируют это в крупном масштабе. Включение их масштабных копий позволяет посетителям погрузиться в «мир Перриана», объясняет музей.
«Повороты модернистского движения»
Она продолжала свои исследования в области металлоконструкций в студии Ле Корбюзье, где она разработала серию стальных трубчатых стульев. Среди них было изделие, которым она, пожалуй, наиболее известна, Chaise Longue Basculante, который посетители могут увидеть на всех этапах его жизни, до и после изготовления.
Но Перриан сменила эстетику машин на более естественные формы по мере развития 1930-х годов. По словам МакГирка, это изменение отразило «перипетии модернистского движения»
.
По словам музея, работа Перриан, вдохновленная коллекционированием и фотографированием объектов, которые она находила в природе, приобрела «органический» характер. В этом разделе два внушительных деревянных стола естественной формы завершают поездку посетителя, которая также акцентирована естественными фрагментами — бревнами, палками, корягами — из собственного архива Перриана.
В этот период природные материалы обогнали металл, и Перриан смогла изучить этот вопрос в своих путешествиях по Японии, а затем и по Вьетнаму. Здесь она соединила свой европейский модернизм с традициями творчества двух стран. Как поясняют на выставке, излюбленным материалом дизайнера стал бамбук.
На протяжении всей выставки произведения Перриана представлены на блоках из силиката кальция. «[These] сложены в сухую штабель, образуя множество платформ, что создает несколько брутальный, но прагматичный контраст с элегантностью мебели Перрианд и является намеком на ее новаторский интерес к промышленным материалам и модульности», — говорит Assemble.
Графические дизайнеры APFEL создали сопутствующую систему субтитров, при которой каждый знак, сделанный из тонкого металлического листа, просто вставляется между блоками. Построенная без каких-либо креплений, большая часть выставки может быть перепрофилирована, а блоки предназначены для использования в постоянной обстановке после закрытия выставки.
«Она всегда умела убеждать людей»
Сумма уроков предыдущих двух, заключительный раздел выставки показывает работы Перриан после ее возвращения во Францию. Работа, представленная в модульном дизайне для современной жизни, объединяет ранние исследования Перрианд в области инновационного использования пространства и ее более поздний интерес к окружающей среде и натуральным материалам.
Именно здесь посетители могут увидеть, как в буквальном смысле слова разрушен проект Лез-Арк. В центре галереи находится одинокий модуль для ванной комнаты, сделанный из пластмассы, который Perriand спроектировал специально для этого проекта. Они были собраны вне строительной площадки, чтобы максимально использовать семимесячное окно каждый год, когда строительные работы могли действительно проводиться на заснеженной вершине горы.
Такой подход, по словам представителя дизайна Les Arcs Сесиль Ромуальдо, был революционным для 1960-х годов. Но это, конечно же, не единственный элемент, который Перриан пошел против течения, чтобы представить на курорте. Ромуальдо говорит, что феминистские убеждения дизайнера, например, являются одной из причин, почему кухни открытой планировки стали настолько популярными в то время.
«Как феминистка, Перриан отказалась запирать женщин на закрытой кухне, пока они были в отпуске, как это было бы в их обычной жизни», — говорит она. «Она создала эти зоны кухни-бара, чтобы женщины могли обмениваться моментами воссоединения в студии со своей семьей».
Всегда уверенный в своих решениях, Ромуальдо говорит, что Перриан посоветовал персоналу Les Arcs лично звонить ей, когда у гостя возникнут проблемы с кухонным пространством открытой планировки, чтобы она могла убедить их в обратном. «В конце концов, ей всегда удавалось убедить людей», — говорит Ромуальдо.
«У нее было философское видение своей работы»
Наряду с тем, что Перриан была феминисткой, социалистическая и гуманистическая политика также нашла свое отражение на курорте. Например, Ромуальдо говорит, что настойчивое стремление Перриана к группам квартир, а не к отдельным шале, служило двум целям
.
Во-первых, это предотвратило переполнение горы искусственными зданиями, которые разрушили бы окружающую среду. Во-вторых, такой подход давал всем, кто останавливался в Les Arcs, одинаковый вид, независимо от стоимости номера.
Перриан было 65 лет, когда она взялась за проект Les Arcs, на завершение которого потребовалось 20 лет. По словам Ромуальдо, она была не единственным дизайнером, работавшим над курортом, но фактически стала лидером среди них. «Мне удалось поговорить с Роджером Годино, Гаем Рей Миллетом, Гастоном Региразом и Ивоном Бланом, братом Роберта Блана [the men that worked alongside Perriand]когда они все были еще живы», — добавляет Ромуальдо. «Все были единодушны: Шарлотта, как они ее называли, была душой их группы».
Лез-Арк был одним из многих проектов горнолыжных курортов, за которые Перриан взялась позже в своей карьере, но он сильно отличается от остальных, говорит Ромуальдо. По сей день, студии, которые остаются аутентичными для ее видения, постоянно забронированы гостями в поисках «впечатлений от Перриана», — добавляет она.
«У нее было философское видение своей работы, и поэтому она все еще такая современная», — говорит она. «Потому что это полностью соответствует интересам нашего времени»
Шарлотта Перриан: Современная жизнь открывается 19 июня в Музее дизайна. Посетите веб-сайт музея для получения дополнительной информации.