Эволюция человеческого жилища — это история о том, как люди в буквальном смысле привносили природные элементы в свой дом. Любая стихия, о которой бы ни зашла речь, будь то земля или вода, огонь или воздух, очень своенравна, дика и сложно поддается укрощению. Тем не менее, наши дома прочно стоят на земле, в них тепло и уютно, а для того, чтобы искупаться, нам не нужно искать водоем.
Так же, как и упомянутые природные блага, свет человек пускал в свой дом постепенно. Сначала это был пещерный огонь, потом факел, затем очаг, примерно в период самого расцвета Римской империи в домах стали вырубать окна — для естественного солнечного освещения и потока воздуха.
Только в 19 веке настольные лапы приобрели знакомый и привычный для нас вид: широкий купольный абажур, благодаря которому света получалось в разы больше, и ножку-сосуд с горючим веществом. Настоящий прорыв произошел с изобретением электрической лампы. Это окончательно решило вопрос функциональности, и теперь дизайнеры соревнуются только в том, как можно интересно обыграть ставшие традиционными формы настольной лампы.
Современные настольные лампы делятся на два типа: для чтения и для декорирования помещения. В западной традиции их соответственно называют лампы Anglepoise и Tiffany. Также ныне популярны дизайнерские светильники, например светильник-куб, световая полусфера или светильник в виде макета луны. Все модели настольных светильников, так или иначе, обладают базовыми чертами первого или второго типов: для Anglepoise характерна небольшая подвижная головка с патроном, закрепленная на ножке, имеющей как минимум одно сгибающееся звено, а Tiffany — это куполообразный абажур, полностью закрывающий лампу внутри, на толстенькой короткой подставке.
Интересно, что с появлением оконных проемов необходимость в развитии центрального потолочного освещения стала понемногу угасать. Солнца было достаточно для того, чтобы осветить основную зону помещения, а вот углы и потаенные места, особенно с наступлением сумерек, оставались не у дел. Так что все силы были брошены на создание источников дополнительного освещения.
Жизнь вечерами и тогда и сейчас была сосредоточена вокруг общего стола, за которым читали, обедали, разговаривали, учились и работали. Первыми попытками создать настольную лампу стали открытые чаши с подожженным маслом. Вскоре то ли из-за неудобства, то ли из-за небезопасности и травматичности таких конструкций, чашам на смену пришли закрытые сосуды, у нас более известные как керосинки или масляные лампады.