Заменит ли кашеринг частный транспорт? Должна ли обеспеченность парковочными местами быть социальной нормой? Нужны ли городу, где зима длится почти полгода, «зеле-ные» крыши? Может ли школа открыть двери спортивных и актовых залов жителям мик-рорайона? Эти и другие вопросы, связанные с формированием комфортной городской среды, стали темами обсуждения на конференции Москомархитектуры «Комфортный город. Но-вые вызовы», состоявшейся 24 октября в Центре дизайна Artplay.
Фотография предоставлена пресс-службой Москомархитектуры |
Грамотный подход к планированию городской среды и создание новых функций при-вычных объектов позволят максимально эффективно использовать пространство и инфра-структуру Москвы. В частности, в современном городе жителям спальных районов необходи-мы центры общественного притяжения, роль которых могут сыграть школы. Об этом говори-ли спикеры первой сессии «Формирование комфортной городской среды в условиях плотной сложившейся застройки».
Ирина Ильичева, депутат Московской городской Думы, директор школы № 1409, отметила, что сегодня большая работа ведется для того, чтобы каждая школа строилась по ин-дивидуальному проекту и органично вливалась в застройку жилых районов. «Школы, как правило, располагаются внутри жилого массива, но огорожены забором. Основная задача – включить школы в городскую среду, – рассказал Антон Надточий, архитектор, генеральный директор АБ «Атриум». – Мы занимались проектированием школы в ЖК «Символ». Здание школы расположено таким образом, что фасад обращен в сторону парка и пешеходной зоны. Проектом предусмотрено, что входы в спортзал, актовый зал, библиотеку расположены со стороны улицы, существует сценарий, при котором эти помещения могут использоваться и жителями микрорайона».
Оживленное обсуждение на конференции вызвал один из самых больных вопросов для москвичей – парковки и пробки. Международный опыт показывает, что одно только увеличе-ние дорожных полос не спасает ситуацию: чем комфортнее система транспорта, тем больше людей хотят ее использовать. «Существует три тренда развития транспорта: электротранс-порт, беспилотный транспорт и использование одного автомобиля несколькими людьми – соседями, знакомыми, коллегами, – рассказала Мария Роженко, доцент ВШУ имени А.А. Высоковского. – Мы сейчас занимаемся исследованием того, как совместное использование одного автомобиля скажется на транспортной ситуации в городе».
Еще одним вопросом, вызвавшим активное обсуждение на сессии «Формирование ком-фортной городской среды в условиях плотной сложившейся застройки», стало озеленение крыш. «На одной из последних международных конференций по ландшафтным технологиям коллеги из Германии рассказали, что в ряде немецких городов наличие эксплуатируемой зеленой кровля является обязательным условием при строительстве нового здания, – рассказала Татьяна Гук, заместитель председателя Москомархитектуры. – Также в Германии существует субсидирование (от 18 до 26 евро на кв.м) строительства зеленых крыш».
Отдельная сессия конференции была посвящена теме добрососедства. Создание комью-нити соседей по жилому комплексу сегодня становится очень актуальной. «Если сравнить сегодняшнюю ситуацию и ситуацию 10-летней давности, нет сомнения, что тематика добрососедства, создания комьюнити жильцов, влияния людей на те или иные проблемы сегодня несопоставимо больше, – отметил Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы. – То, что делает город сегодня – проведение публичных слушаний, обсуждений важных проблем, программа «Активный гражданин» – пробуждает в людях понимание, что существует реальная возможность повлиять на общественную жизнь, ощущение сопричастности к городским процессам. Власти выгодно контактировать с сообществом, несмотря на то, что диалоги могут быть не совсем приятными. В ходе обсуждения тех или иных проблем часто рождаются интересные проекты».
Также в рамках конференции были представлены результаты исследования «Развитие евразийских городов». «Города повторяют судьбу страны, как кольца на дереве. Приступая к исследованию, мы ставили цель понять, как жизнь страны меняет жизнь отдельных городов, что заставляет города расширяться, а что – «сжиматься»? – сказала Елена Попова, руководи-тель отдела генеральных планов RTDA. Как отметил Филипп Мойзер, архитектор, осно-ватель издательства «DOM Publishers», анализ типологии евразийского города на фоне ис-торического развития поможет выявить ключевые параметры, влияющие на жизнь современ-ных городов.