Изучение процесса проектирования в Furhat Robotics, целью которого является создание человеческих взаимодействий между роботами с помощью штатного фокусника.
«Когда люди встречают робота, они думают, что с ним нужно разговаривать, как с Алекса», — говорит Самер Аль Мубайед. «Мы пытаемся раздвинуть границы творчества».
Аль Мубайед — соучредитель шведской компании Furhat Robotics, которая разработала Furhat, «самого продвинутого социального робота в мире». Он называет настраиваемого социального робота «родным интерфейсом» в отличие от традиционных технических интерфейсов на планшетах, компьютерах и телефонах. И в соответствии с этими амбициями, по словам Аль Мубайеда, команда дизайнеров фокусируется на элементе «человеческого взаимодействия».
Точно так же, как UX-дизайнер выбирает определенные гарнитуры, значки или цвета для приложения, та же мысль должна быть отражена в «личности» робота, говорит Аль Мубайед. Некоторые из этих характеристик включают голос, внешний вид и фон робота. По словам Аль Мубайеда, в Furhat Robotics работает около 30 человек, в том числе группа интерактивных дизайнеров, известная внутри компании как «волшебная команда». У компании также есть штатный фокусник, который помогает создавать постановки, в которых робот может появиться, например, в школах.
У компании есть несколько продуктов; сам робот, программное обеспечение и комплект для разработки программного обеспечения (SDK). В зависимости от проекта и технических возможностей клиента, Furhat Robotics будет сотрудничать в разработке индивидуальности робота и на этапе исследований и разработок. Робот получил свое название от шляпы, которую команда использовала для прикрытия проводов на ранних этапах разработки; это также дань уважения традиционной шведской одежде и холодным зимам страны.
Содержание статьи
Как работает процесс проектирования?
Когда дело доходит до взаимодействия роботов, существует два типа реакции, — объясняет Аль Мубайед. Первая — это более технически грамотная группа, которая привыкла к голосовым помощникам, таким как Amazon Alexa или Google Home. По словам Аль Мубайеда, вторым, скорее всего, будут дети или люди старшего возраста, им легче «отстранить свое недоверие и относиться к роботу как к человеку»
.
Он говорит, что эта вторая группа ожидает, что робот будет действовать как человек, например, приспосабливаться к шумной среде, изменениям в разговоре и использованию юмора. «Когда дело доходит до дизайна, очень важно, чтобы робот мог справиться с ситуацией», — говорит Аль Мубайед. «Потому что вы не знаете, разговаривал ли пользователь с роботом раньше».
Хотя робототехника, особенно в области искусственного интеллекта, в последние годы стала гораздо более распространенной благодаря этим вышеупомянутым устройствам, люди все еще могут иметь узкое представление о том, что такое робот. «Их воображение ограничено чатами», — говорит Аль Мубайед. «Мы пытаемся дать людям понять, что взаимодействие с роботом — это гораздо больше, например, психология. Есть новые типы взаимодействия, которые практически невозможно реализовать с помощью других пользовательских интерфейсов ».
«Первый в мире объективный интервьюер»
Один из них — сотрудничество со стокгольмским стартапом Tengai, целью которого является создание того, что Furhat Robotics называет «первым в мире объективным интервьюером». Согласно исследованиям, рекрутеру требуется в среднем семь секунд, чтобы принять решение о потенциальном кандидате. Чтобы создать более сбалансированное игровое поле, независимо от пола, возраста и этнической принадлежности, компании работали над созданием нейтрального интервьюера.
Это включало годичный процесс сбора данных, в ходе которого люди встречали роботов, которыми дистанционно управляли рекрутеры, обученные беспристрастному набору персонала. Этот набор данных был проанализирован для обучения поведения робота. Группа взаимодействия также рассмотрела тип личности, с которой вы хотели бы встретиться в качестве кандидата на работу. «Не должно быть 60-летнего мужчины, если кандидатом является 25-летняя женщина», — говорит Аль Мубайед. В результате получилась андрогинная личность, которая, по заявлению компании, «обеспечила собеседнику хороший пользовательский опыт и способна умело оценивать личностные черты, связанные с производительностью труда»
.
Фурхат имеет широкое применение: от медицинских услуг до розничной торговли и туризма. Компания Furhat стала партнером японской компании по производству видеоигр Namco Entertainment, чтобы воплотить своих героев мультфильмов в жизнь. Теперь Namco рассматривает возможность использования робота для приветствия и взаимодействия с посетителями на своих аттракционах в Азии.
Робототехническая компания также недавно работала с группой психологов над разработкой робота, который мог бы обучать медицинских работников распознавать депрессию. Роботы были разработаны с особым вниманием к движениям глаз и паузам в речи, чтобы психологи и студенты могли пройти обучение перед взаимодействием с реальными пациентами. «Платформа открыта, поэтому люди могут делать с ней все, что хотят», — говорит Аль Мубайед.
По словам Аль Мубайеда, важным направлением работы компании является предоставление программного обеспечения университетам и академическим учреждениям, чтобы лучше понять отношения между людьми и роботами. Темы включают в себя то, как люди относятся к роботам, доверяют ли они им и насколько вероятно, что они сделают то, что говорит робот.
«Вы хотите создавать разнообразие на каждом шагу»
Хотя возможностей предостаточно, этическая сторона робототехники более сложна. В случае с голосовыми помощниками бессознательная предвзятость означает, что голоса определенных людей — обычно голоса белых мужчин — легче распознаются. Отчасти это происходит из-за того, что люди, в первую очередь, разрабатывают технологию. Аль Мубайед осознает потенциальные риски в этой области. «Вы хотите создавать разнообразие на каждом этапе, — говорит он, — от обсуждений с клиентами до команды дизайнеров».
Кажется, также есть тонкая грань с типами личностей, которые могут быть созданы. «В мире семь миллиардов личностей», — говорит Аль Мубайед, указывая на то, что люди, скорее всего, имеют небольшую группу друзей и знают, какие качества им нравятся в людях. Хотя компания часто разрабатывает с учетом этих человеческих предубеждений — например, робота-рекрутера, стремящегося успокоить людей, — Аль Мубайед признает, что существует и «пагубная человеческая предвзятость». «Вы не хотите, чтобы это происходило в неправильном контексте, если различие в личности вредит другому человеку».
Команда рассматривает это в индивидуальном порядке и рассматривает как еще один элемент дизайна, требующий тщательного рассмотрения, — говорит он. «Это интересный способ взглянуть на предвзятость», — добавляет Аль Мубайед. «Это вредная предвзятость или что-то, что может быть полезно в правильной обстановке?»