Рост потребления, быстрая реализация товаров, низкие затраты на транспортировку и производство сделали цепочки поставок глобальными в последние десятилетия. Однако кризис COVID-19 заставил многих предпринимателей понять, что полагаться исключительно на производителя в одном регионе — это слишком большой риск. Таким образом, может оказаться, что Китай, производящий сегодня одну шестую мирового производства, не будет первым выбором менеджеров, которые столкнутся с проблемой планирования будущей базы поставщиков.
Сбои, вызванные пандемией, показали, насколько европейские и российские компании зависят от китайских производителей.
Несмотря на неожиданный рост экспорта в Китае, российские компании в будущем, проанализировав потенциальные риски и выгоды и осознав, что экономики слишком взаимозависимы из-за глобализации, могут принять решение о регионализации цепочки поставок.
Предприниматели, которые не хотят отказываться от китайских поставщиков, должны — в рамках управления рисками — обеспечить альтернативные источники поставок, чтобы быть готовыми к возможным рискам и повторению проблем, которые делают невозможным поддержание непрерывности поставок. С полной статистикой импорта-экспорта товаров можно ознакомиться в аналитике сайта https://statimex.ru/. При анализе в будущем стоит учесть, что глобальные перебои в поставках также могут быть вызваны многоэтапной сетью субподрядчиков, которых часто используют поставщики. Этот многоэтапный процесс, который до сих пор реализовали немногие компании, также может иметь решающее значение при планировании новой стратегии управления рисками в цепочке поставок.
Скорее всего, менеджеры компаний обратятся к регионам, которые они до сих пор не рассматривали. Конечно, решающее значение будут иметь производственные и транспортные расходы, но они необязательно будут самым важным определяющим фактором. Для предпринимателя важным вопросом будет оценка компании: как она развивается, какие решения или экстренные меры предлагает во время потенциального кризиса и каких субподрядчиков она использует. В России выбор может быть между местными поставщиками или производителями из стран СНГ, а также из Центральной и Восточной Европы.
Фактором, способствовавшим глобализации поставок, до сих пор была низкая стоимость рабочей силы. Оказывается, понятие «дешевая рабочая сила» устарело, если мы сравним заработную плату китайских производственных рабочих с заработной платой работающих в Центральной и Восточной Европе. Таким образом, заработная плата не должна быть ключевой причиной, по которой компания не может отказаться от китайских поставщиков.
Регионализация поставок может не только обезопасить бизнес в случае возникновения риска, но и способствовать сокращению затрат, связанных с транспортировкой, и — благодаря значительному сокращению сроков доставки — затрат, связанных с логистикой и арендой складских площадей. Например можно проанализировать данные об экспорте из Пермского края, который значительно увеличился в последнее время. Регионализация также создает «потенциальный шанс для России привлечь новые иностранные инвестиции в производство и логистику».
Подводя итог — компании, которые снижают эффективность существующей цепочки поставок или планируют новую стратегию поставщика, должны:
• Установить ключевых поставщиков;
• Рассмотрите возможность регионализации цепочки поставок;
• Выявление альтернативных источников поставок при закупке компонентов из Китая или других рискованных регионов;
• Анализируйте запасы и увеличивайте их, когда производственный процесс затягивается или усложняется;
• Наладить отношения с поставщиками без разветвленной сети субподрядчиков;
• Планируйте действия на случай эпидемиологического, экономического, политического, экологического или технологического сбоя.
Появление следующего «черного лебедя» — лишь вопрос времени. Компании, которые разрабатывают и внедряют процесс управления рисками в цепочке поставок, готовят стратегию обеспечения непрерывности бизнеса и географически диверсифицируют поставщиков, перед лицом текущего и будущего кризиса, быстрее вернутся к функционированию и состоянию до его наступления. Поэтому стоит как можно скорее предпринять ключевые действия для повышения устойчивости компании.