Национальная коллекция искусств и архивов инвалидов (NDACA) была впервые придумана в 1980-х годах, чтобы отметить работу творческих людей с ограниченными возможностями и теперь охватывает живопись, скульптуру, кино, текстиль и одежду, продукты, графический дизайн и более. Вдохновленный движением «Искусство инвалидов», которое началось в 1970-х годах, архив теперь оцифрован и должен занять физическое пространство в новом университете Букингемшира в 2019 году.

Мы говорим с Дэвидом Хеви (David Hevey), директором проекта NDACA, который с 14 лет живет с эпилепсией, о движении политического искусства, которое помогло увеличить права инвалидов Великобритании, его собственной работы как художника-инвалида и как творческим отраслям еще предстоит пройти долгий путь в плане представительства.

Художник Адам Рейнольдс, сфотографированный Дэвидом Хеви

Неделя дизайна: как бы вы подвели итоги Национальной коллекции и архива искусств инвалидов (NDACA) для тех, кто не в курсе?

Дэвид Хеви: Это история наследия, показывающая, как группа людей с ограниченными возможностями и их союзников сломала социальные барьеры и изменила законы в 1990-х годах. NDACA отображает работу Движения искусств инвалидов, которое было действительно организованным и эффективным движением протеста искусств, которое началось еще в 1970-х годах и привело к принятию, в частности, Закона о дискриминации в отношении инвалидов 1995 года. Часть его власти заключалась в том, как эта боевая культура вдохновила невероятную работу — и мы записали этот культурный след.

Неофициальный лозунг движения был «Piss on Pity», и он боролся против социального восприятия людей с ограниченными возможностями. Он играл с разницей, используя остроумие и комедию, и когда мы нажимали, чтобы получить финансирование для архива, один из спонсоров — благотворительная организация Shape Arts — вышел на борт именно потому, что у этого движения была фанковая атмосфера. Это живое доказательство того, что великое искусство и дизайн исходят из поля.

DW: Каковы цели NDACA?

DH: Чтобы повысить осведомленность об удивительном теле работы, вдохновленное движением и массовый культурный вклад, отвлеченные художниками всех видов, добрались до Британии. Мы хотим продолжать улучшать социальную интеграцию и признание для объявлений с ограниченными возможностями и любых других, которые считаются «аутсайдерами». Я горжусь тем, что архив предоставляет окно во все культуры — и необходимость обновлять вещи.

DW: Когда вы впервые узнали об Движении искусств инвалидов?

DH: Движение пыталось изменить благотворительные представления людей с ограниченными возможностями в течение 1980-х годов, и мое осознание того, что что-то может измениться, на самом деле произошло одновременно с тем, что я был активен в нем. Я сделал очень масштабные рекламные кампании для BBC и ITV, пытаясь решить эти негативные социальные представления об инвалидности, и продолжил делать документальную серию «Инвалидный век» для BBC, которая в итоге получила пять миллионов зрителей, когда она транслировалась. Важно отметить, что была аудитория как для движения, так и для того, что он вдохновлял, рассматривая людей с ограниченными возможностями и принимающих на себя ответственность за свою судьбу — несмотря на препятствия, с которыми они сталкиваются. Движение инкапсулировало культуру «аутсайдера».

Piss on Pity, Sue Elsegood

DW: Почему это было так эффективно, как протестное движение?

DH: Движение «Отключенные искусства» имело три основных элемента, которые способствовали его успеху: философия, которую люди хотели видеть по-разному, политическое стремление к законопроекту о гражданских правах и экономическая необходимость изменить ситуацию. Люди, которые чувствовали, что им нечего терять.

Мы не знали «правильного пути», чтобы подойти к вещам, поэтому мы подтолкнули к действию и культурным изменениям, включив в кампанию остроумие и обаяние, отраженные такими вещами, как футболки с надписью «Piss on Pity», которые были спроектирован и использован в 1992 году в блоке Telethon Protest за пределами ITV-студий, который проводил кампанию против изображения людей с ограниченными возможностями в 24-часовом сборщике средств на ITV.

DW: Что бы вы сказали, это стиль дизайна архива?

DH: Я думаю, что весь хороший дизайн должен быть чистым, смелым и новым, и эта идея определенно влияет на части, включенные в архив. Движение «Искусство инвалидов» хотело вдохновлять и отражать изменения, и в некотором смысле процесс создания NDACA ощущал нечто вроде кампании по дизайну бренда. Влияние кусков, таких как футболки «Piss on Pity», очень быстро и спровоцировало дебаты о самом лозунге. Люди занимаются этим.

Великобритания из кресла-коляски, Тони Хитон

DW: Какие части, включенные в архив, выделяются вам с точки зрения дизайна?

DH: Есть много, которые делают, но тот, который сразу же приходит на ум, — это выходить Стив Крибб. Это раннее цифровое произведение, созданное на очень раннем компьютере Apple Mac в 1991 году. Это интересно, потому что это противоречит интуиции с точки зрения социального восприятия — люди, возможно, полагают, что инвалиды могут отстать от времени, но на самом деле, по моему опыту, они были ранними технологиями. Художники-инвалиды, безусловно, вели путь к тому, чтобы играть в технологии.

Тони Хитон создает произведения, которые очень вдохновляют с точки зрения дизайна. Один из его самых известных произведений — Великобритания из кресла-коляски, которую он построил из настоящих инвалидных колясок NHS, и который по-прежнему резонирует с аудиторией сейчас из-за нынешнего климата сокращения финансирования NHS. Его работа — блестящее сочетание юмора и высокого качества.

Еще одна пьеса — плакат гетто в 1990-е годы Эдинбургский фестиваль флигелей «Кабаре с ограниченными возможностями». Такие люди, как Барбара Лисицки, которая была первой женщиной-инвалидом-комиком в Великобритании и одним из основателей туристического трагического, но смелого шоу, вдохновила это движение, и оно было преобразовательным для многих людей. Моя собственная жизнь изменилась, когда я понял, что люди могут быть наделены полномочиями, смеясь над их ситуацией.

Going Out, Стив Крибб

DW: А как насчет ваших собственных произведений?

DH: Люди говорили о моем портрете художника-инвалида Адама Рейнольдса с точки зрения дизайна. Предполагалось, что это пародия на «жалостливое положение», которому пришлось терпеть инвалиды. Мы играли с позицией «жертвы», и это были неурегулированные люди. Я всегда говорю, что я не социальный работник с камерой, а художник, и эстетика дизайна за этой штукой произошла в разговорах с Адамом.

DW: Как вы считаете, что в настоящее время в творческих отраслях работают художники-инвалиды?

DH: Эта цифра все еще ужасно низкая — Совет по искусству поставил этот показатель на уровне 4% в своем отчете «Сдвиг сдвига», проведенном в этом году. Интенсивные художники всех видов по-прежнему ужасно недопредставлены как в обществе, так и в искусстве, но творческие отрасли должны открываться и быть более всеобъемлющими. В архиве отражено художественное превосходство как объявлений с ограниченными возможностями, так и движения инвалидов. Надеюсь, это может помочь активизировать более активные действия.

1990-е годы Эдинбургский фестиваль фехтования «Плакат с кабаре для инвалидов», автор Allan Sutherland

DW: Как далеко нам еще нужно идти?

DH: Я думаю, что возраст, когда аутсайдеры, включая сообщество инвалидов, обнаружил, что их голос снова появился перед лицом огромных сокращений финансирования, лишений и цифр, таких как Трамп. Нам необходимо повысить прозрачность в обществе относительно того, как люди рассматриваются, и нам нужно оказывать давление на компании, чтобы открыть возможности для трудоустройства, но, надеюсь, архив поможет изменить разговор.

DW: Что можно сделать для увеличения представительства?

DH: Мое мнение состоит в том, что инвалиды и другие лица, сталкивающиеся с барьерами, должны быть на всех уровнях обсуждения — от учеников до творческих лидеров. Главные вопросы должны быть «Как устранить барьеры для творческого роста и совершенства, которые включают все?» Мы также должны поощрять призы, конкурсы и проекты поиска толпы вокруг возможностей дизайна, которые направлены на устранение барьеров.


NDACA — это проект в размере 1 миллиона фунтов стерлингов, который включает в себя цифровой архив, и новое физическое пространство, которое будет открыто в новом университете Букингемшира в 2019 году. Оно было доставлено благотворительной организацией Shape Arts и финансируется Фонд лотереи наследия, Совет искусств Англии и Фонд Джозефа Раунтри. Для получения дополнительной информации о NDACA, перейдите на сайт www.the-ndaca.org.